Дело № 2-85/2023
УИД 11RS0012-01-2023-000144-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Ивановой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
02 марта 2023 года гражданское дело по иску Пантелеева А.В. к ООО «Премьерсервис» о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплат, компенсации морального вреда
установил:
Пантелеев А.В. обратился в суд к ООО «Премьерсервис» с иском о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что истцу не в полном объеме при увольнении произведен окончательный расчет по оплате труда, неправильно сделан расчет компенсации за неиспользованный отпуск. Многократные обращения к работодателю с требованиями о выплате суммы задолженности не привели к результату, в связи с чем истец обращался в прокуратуру Прилузского района. По итогам проверки ответчика привлекли к административной ответственности за невыплату заработной платы. Последний раз заработную плату истец получил 25.12.2022 года, данной выплатой была погашена задолженность по 30.09.2022 года. Учитывая, что работодателем до настоящего времени задолженность по заработной плате за период с 01.10.2022 по 21.11.2022 года перед истцом не погашена, вынужден обратиться в суд с настоящим иском, в котором просит взыскать недополученную заработную плату, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 123 479,87 рублей, проценты по ст. 236 ТК РФ в размере 6 224,89 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании истец требования уточнил, просит взыскать с ООО «Премьерсервис» заработную плату за октябрь 2022 года в размере 23 664 рубля, заработную плату за ноябрь 2022 года в размере 16 902 рублей 86 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 72 109 рублей 11 копеек, денежную компенсацию за нарушение выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, рассчитанную исходя из указанных сумм, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Представитель ответчика в суде не присутствует, извещались надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, конверт с судебными документами вернулся в адрес суда за истечением срока хранения в почтовом отделении. До начала судебного заседания от представителя ответчика поступили документы в отношении истца.
С учетом ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав объяснения истца, обозрев надзорное производство №, дело об административном правонарушении №, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
На основании пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ч. 1 ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности ООО «Премьерсервис» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, дополнительным видом – сбор неопасных отходов.
Материалами дела установлено, что Пантелеев А.В. в период с 11.12.2019 года по 30.11.2022 года состоял в трудовых отношениях с ООО «Премьерсервис» в должности тракториста, что подтверждается копией трудовой книжки истца, трудовым договором.
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Пунктом 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании статьи 135 части 1 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателями системами оплаты труда.
Согласно части 6 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Как следует из объяснения истца, у работодателя перед истцом имеется задолженность по заработной плате за период с 01.10.2022 года по 30.11.2022 года (день увольнения).
Из расчетных листов, предоставленных работодателем, следует, что Пантелееву А.В. начислена к выплате заработная плата в 2022 году: за сентябрь – 23 664 рубля (27 200 - 3 536 (НДФЛ)); за октябрь – 23 664 рубля; за ноябрь – 16 902,86 рублей (19 428,57 - 2 525,71 (НДФЛ)).
Согласно реестра от 25.12.2022 года № истцу 25.12.2022 года перечислена заработная плата за сентябрь в размере 23 664 рубля.
Однако, заработная плата за октябрь, ноябрь 2022 года Пантелееву А.В. до настоящего времени не выплачена.
С учетом изложенного, суд полагает возможным взыскать с ООО «Премьерсервис» в пользу истца заработную плату за октябрь 2022 года в размере 23 664 рубля, за ноябрь 2022 года – 16 902,86 рублей.
Согласно статье 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, закреплен в Трудовом кодексе Российской Федерации: согласно его статьям 114, 122 и 123 ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка предоставляются работнику ежегодно в соответствии с утверждаемым работодателем, с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации, графиком отпусков, являющимся обязательным как для работодателя, так и для работника.
Статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
В части первой статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен особый порядок реализации права на отпуск при увольнении работника - выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.
Аналогичная норма содержится и в пунктах 28, 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169.
Установлено, что работнику начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 82 884, 04 рубля, которая с учетом НДФЛ к выплате составляет 72 109,11 рублей (82 884,04 – 10 774,93).
Учитывая, что работодателем не предоставлено доказательств выплаты истцу указанной компенсации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере 72 109,11 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных норм трудового законодательства следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и задолженности по заработной плате, если ранее эта задолженность не была погашена.
Учитывая, что истцу начислена, но не выплачена заработная плата за октябрь, ноябрь 2022 года, компенсация за неиспользованный отпуск, суд приходит к выводу о наличии оснований для выплаты работнику денежной компенсации по правилам ст. 236 ТК РФ, в размере 5 405,07 рублей, рассчитанной на день вынесения решения суда, исходя из следующего расчета:
- за октябрь 2022 года: 23 664 х 107 дн. (с 16.11.2022 по 02.03.2023) х 1/150 х 7,5% = 1 266,02 рублей;
- за ноябрь 2022 года: 16 902,86 х 93 дн. (с 30.11.2022 по 02.03.2023) х 1/150 х 7,5% = 785,98 рублей;
- компенсация за неиспользованный отпуск: 72 109,11 х 93 дн. (с 30.11.2022 по 02.03.2023) х 1/150 х 7,5% = 3 353,07 рубля.
Рассматривая требования Пантелеева А.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.
В целях защиты прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору, в Трудовом кодексе Российской Федерации введено правовое регулирование трудовых отношений, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника.
В силу положений абзаца четырнадцатого части первой статьи 21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены статьей 237 ТК РФ, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В абзаце четвертом пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным удовлетворить требования истца о взыскании в его в пользу компенсации морального вреда, определив её размер 3 000 рублей, считая данную сумму разумной и справедливой, учитывая, что со стороны работодателя имелись нарушения трудовых прав истца, связанные с длительной задержкой выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем последний вынужден был обратиться за защитой своего нарушенного права в прокуратуру, и в суд.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (часть 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что при подаче иска от уплаты государственной пошлины Пантелеев А.В. был освобожден, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, размер которой, с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, составит 3 921,62 рубля (за требования о взыскании денежных сумм – 3 621,62 рубля; за требования о взыскании компенсации морального вреда – 300 рублей).
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Пантелеева А.В. к ООО «Премьерсервис» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплат, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Премьерсервис» в пользу Пантелеева А.В. заработную плату за октябрь 2022 года в размере 23 664 рубля, заработную плату за ноябрь 2022 года в размере 16 902 рубля 86 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 72 109 рублей 11 копеек, денежную компенсацию за нарушение выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 405 рублей 07 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, всего взыскать 121 081 (сто двадцать одну тысячу восемьдесят один) рубль 04 копейки.
Взыскать с ООО «Премьерсервис» в доход местного бюджета госпошлину в размере 3 921 (три тысячи девятьсот двадцать один) рубль 62 копейки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий