Дело № 2-6288/2019
72RS0013-01-2019-007847-16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 16 декабря 2019 года Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Молоковой С.Н.
при секретаре Айткужиновой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюменского района в защиту интересов Калашникова Александра Анатольевича к Правительству Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, заключить договор найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в защиту интересов ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к <адрес>, Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес>, заключить договор найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать – ФИО4 лишена родительских прав, отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения на территории Тюменского муниципального район, однако жильем до настоящего времени не обеспечен, несмотря на достижение совершеннолетия. Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении ФИО2 отсутствуют. Прокурор просит возложить обязанность на <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес> общей площадью не менее 18 кв.м. на территории Тюменского муниципального района, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, а также возложить на Администрацию Тюменского муниципального района обязанность заключить с ФИО2 договор найма специализированного жилого помещения в течение 15 дней с момента его предоставления <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
ФИО2 в судебном заседании исковое заявление поддержал.
Представитель ответчика <адрес> ФИО6 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Решением Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО2 (л.д. 23-26).
Отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
Приказом Департамента социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> (л.д. 14).
По сведениям ФГБУ «Росреестра» по <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у ФИО2 объекты недвижимости (л.д. 12).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом следует учитывать, что статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. Также в ней отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
На основании вышеуказанных норм, а также принимая во внимание то, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье, включен в список детей (лиц), подлежащих обеспечению жилым помещением, однако на момент рассмотрения судом дела таковым не обеспечен, суд считает право ФИО2 на жилище подлежащим защите в судебном порядке.
Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде <адрес> устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлениях жилых помещений в <адрес>»).
В соответствии с п.п. 24 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 3, 6 п. 7 ст. <адрес>, обеспечение исполнения областного бюджета, а также подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчетов о выполнении программ социально-экономического развития <адрес>, разработка, корректировка и исполнение областных программ относятся к компетенции <адрес>.
Таким образом, суд считает возможным возложить на ответчика <адрес> обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения из специализированного жилищного фонда <адрес>, на территории Тюменского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м.
В соответствии с п. 4.12 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, договор найма специализированного жилого помещения заключается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по заключению договоров найма специализированного жилого помещения) с лицом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд считает возможным возложить на Администрацию Тюменского муниципального района обязанность заключить с ФИО2 договор найма специализированного жилого помещения, следовательно, иск прокурора <адрес> в интересах ФИО2 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлениях жилых помещений в <адрес>», п.п. 3, 6 п. 7 ст. <адрес>, ст.ст. 12, 35, 45, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО2, удовлетворить.
Обязать <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес>, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Тюменского муниципального района <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м., соответствующее требованиям жилищного законодательства.
Обязать Администрацию Тюменского муниципального района заключить с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор найма специализированного жилого помещения, обеспеченного <адрес>, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Тюменского муниципального района <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м., в течение 15 дней с момента его предоставления <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья/подпись/ С.Н.Молокова
Копия верна
Судья С.Н.Молокова