Дело № 12-27/2023
УИД 74MS0018-01-2022-007430-07
РЕШЕНИЕ
город Челябинск 17 февраля 2023 года
Судья Тракторозаводского районного суда города Челябинска Бескосова О.А.,
при секретаре судебного заседания Гороховой Т.С.,
с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» Никоновой М.Ю., помощника прокурора Металлургического района города Челябинска ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тракторозаводского районного суда города Челябинска жалобу защитника ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Тракторозаводского района города Челябинска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Областного казенного учреждения «Центр занятости населения города Челябинска», ОГРН 1027403767973 (далее ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Тракторозаводского района города Челябинска от 21 декабря 2022 года ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Тракторозаводский районный суд города Челябинска, защитник ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» Ярина К.В. выражает несогласие с постановлением мирового судьи в связи с несоразмерностью наказания, полагая, что дело может быть прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
При рассмотрении жалобы директор ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» Никонова М.Ю. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, полагала, что юридическое лицо может быть освобождено от ответственности в связи с малозначительностью, поскольку нарушение имело место по объективным причинам, когда только начинались антиковидные мероприятия, организации не работали, уведомление о приеме на работу было направлено, срок нарушен незначительно.
Помощник прокурора Металлургического района города Челябинска ФИО4 полагала, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Выслушав мнения сторон, изучив доводы, изложенные в жалобе, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобами и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 557 от 18 мая 2009 года, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы.
В соответствии с п. 4 данного Указа Президента, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в двухмесячный срок рекомендуется разработать и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции».
Должность специалиста 1 разряда в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня включена в «Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», утвержденный Приказом ФНС России от 25 сентября 2017 года № ММВ-7-4/754, в соответствии с разделом III названного выше Перечня, утвержденного Указом президента РФ от 18 мая 2009 года № 557.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (статья 419 названного кодекса).
Как усматривается из материалов дела, приказом и.о. директора ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» № 193-м от 19 мая 2020 года ФИО1, ранее замещавшая должность федеральной государственной службы – специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства в межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области, была принята на должность ведущего специалиста. В этот же день был заключен срочный трудовой договор № 117 от 19 мая 2020 года.
При этом, в нарушение ч. 4 ст. 12 «Закона о противодействии коррупции» работодатель в лице ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» направил уведомление о заключении трудового договора работодателю государственного служащего по последнему месту его службы – в межрайонную ИФНС России № 22 по Челябинской области только 05 июня 2020 года, то есть с нарушением установленного законом десятидневного срока с момента заключения трудового договора.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Металлургического района города Челябинска возбуждено дело об административном правонарушении, при рассмотрении которого мировой судья пришел к выводу о том, что ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» нарушены требования ч. 4 ст. 12 «Закона о противодействии коррупции», что послужило основанием для привлечения ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановлением от 21 декабря 2022 года и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Факт совершения ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» административного правонарушения подтверждается собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 ноября 2022 года; копией приказа о приеме на работу ФИО5 от 19 мая 2020 года, копией приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО5 от 26 июня 2020 года, копией срочного трудового договора № от 19 мая 2020 года с ФИО5, копией сообщения о заключении трудового договора № от 28 мая 2020 года о заключении трудового договора с ФИО5; копией почтового конверта со штампом почтовой организации от 05 июня 2020 года, копией приказа о приеме на работу ФИО5 от 14 мая 2019 года; копией приказа о расторжении служебного контракта с ФИО5 от 23 мая 2019 года.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях мировым судьей установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствам дана надлежащая оценка, на основе которой сделан правильный вывод о виновности ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» в совершении административного правонарушения, его действия правильно квалифицированы по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наказание назначено с учетом положений ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем в рассматриваемом случае имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта и прекращения производства по делу на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, на что должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дела установлено, что сообщение о заключении трудового договора с ФИО5, замещавшей должность государственной – специалиста Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области в течение десяти дней с 14 по 24 мая 2019 года, ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» было составлено своевременно 28 мая 2020 года под № 905, однако направлено с нарушением срока – 05 июня 2020 года, при том, что должно было быть направлено не позднее 29 мая 2020 года.
Предусмотренный законом срок учреждением нарушен на 07 дней.
Указом Президента Российской Федерации от № 316 от 11 мая 2020 года «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» было постановлено о приостановлении (ограничении, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая указанные выше обстоятельства совершения административного правонарушения, особенности режима работы организаций, в том числе почтовой связи, в связи с вводимыми ограничениями незначительный срок нарушения, принимая во внимание предпринятые юридическим лицом меры к выполнению требований законодательства – самостоятельное устранение нарушения задолго до возбуждения дела об административном правонарушении, судья считает возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным, освободить юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» ФИО7 удовлетворить.
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Тракторозаводского района города Челябинска от 21 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОКУ «Центр занятости населения орода Челябинска» ОГРН 1027403767973 отменить.
ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» освободить от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объявив устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОКУ «Центр занятости населения города Челябинска» прекратить.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в порядке, установленном ст.ст.30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение десяти суток со дня вручения или получении копии.
Судья О.А. Бескосова