Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2640/2021 ~ М-957/2021 от 16.03.2021

Дело № 2-2640(2021)

УИД 32RS0027-01-2021-001944-70

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    01 октября 2021 года                                                                                    город Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи Мазур Т.В.,

при секретаре Сафроновой А.В.,

с участием представителя процессуального истца Ампилоговой Н.В.,

материального истца Чернышовой Г.А.

третьего лица Астаховой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Брянска в защиту интересов Чернышовой Галины Анатольевны, Ефремовой Нины Алексеевны, Степыко Татьяны Николаевны к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Брянска обратился в суд с иском в защиту интересов Чернышовой Г.А., Ефремовой Н.А., Степыко Т.Н. к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий (аварийное жилье), ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка по обращениям жителей дома <адрес> по вопросу длительного нарушения их жилищных прав. Проверкой установлено, что многоквартирный дом <адрес> по результатам технического обследования конструкций и инженерного оборудования, проведенного межведомственной комиссией 12.01.2018г., имеет значительный физический износ 65,24 %. Постановлением Брянской городской администрации № 610-п от 02.03.2018 года утверждено решение межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, согласно которому дом <адрес> включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению после 2017 года.

Согласно предоставленной информации Брянской городской администрацией, дом <адрес> не включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования гор. Брянск» (2019-2025 года), так как в указанную программу включены только дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 года.

Ссылаясь на эти обстоятельства, истец, с учетом уточнений, просил суд обязать Брянскую городскую администрацию принять меры, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении многоквартирного дома <адрес>, том числе в части предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В ходе судебного разбирательства, для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно спора привлечены Астахова С.Г., Белец А.С., Белоножко В.И., Богданова (Королева) Л.А., Врацкая А.О., Дашунин В.Н., Десятков О.В., Иващенко В.М., Клищенко Е.А., Клищенко С.И., Ковалева С.Г., Колчанов Н.Н., Королев С.А., Королев С.С., Морозова Ж.В., Осиян А.Ф., Солдатенкова С.В., Степыко А.В., Степыко В.Ф., Степыко Р.В., Степыко Т.В., Тонконожко Н.Я., Чернышов Р.Ю., Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Володарская районная администрация г. Брянска, УК «Володарка».

В судебном заседании представитель процессуального истца Ампилогова Н.В., материальный истец Чернышова Г.А., уточненные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Третье лицо Астахова С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы, в чьих интересах действует прокурор, являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме <адрес>

Прокуратурой города проведена проверка по обращениям жителей дома <адрес> по вопросу длительного нарушения их жилищных прав.

Проверкой установлено, что многоквартирный дом <адрес> по результатам технического обследования конструкций и инженерного оборудования, проведенного межведомственной комиссией 12.01.2018г., имеет значительный физический износ 65,24 %.

Постановлением Брянской городской администрации № 610-п от 02.03.2018 года утверждено решение межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, согласно которому дом <адрес> включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению после 2017 года.

Как следует из материалов дела, дом <адрес> не включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования города Брянск» (2019-2025 года), так как в указанную программу включены только дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 года.

По факту проведенной проверки за нарушение жилищного законодательства, ответчику выдано предписание об устранении нарушений.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Объектами жилищных прав, в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из указанных правовых норм и изложенных разъяснений, следует, что при изъятии у собственника путем выкупа жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, либо при предоставлении такому собственнику другого жилого помещения на основании соглашения с ним соблюдение предварительной процедуры, установленной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательным.

Для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции действующим законодательством прямо не урегулированы, а потому к этим правоотношениям возможно применение аналогии закона, в частности, части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно пункту 33 Положения о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность здоровья граждан вследствие ряда причин.

Иными словами, признание дома непригодным для проживания означает наличие угрозы для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.

Ввиду чего, бездействие органа местного самоуправления по непринятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, установленных части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации нарушает права проживающих в доме граждан.

С учетом изложенного правового регулирования суд полагает, что в сложившейся ситуации истцом избран надлежащий способ защиты жилищных прав лиц, проживающих в аварийных домах.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора города Брянска в защиту интересов Чернышовой Галины Анатольевны, Ефремовой Нины Алексеевны, Степыко Татьяны Николаевны к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию принять меры, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении многоквартирного дома <адрес>, в том числе, в части предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                   Мазур Т.В.

2-2640/2021 ~ М-957/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Брянска в интересах Чернышовой Г.А., Ефремовой Н.А., Степыко Т.Н.
Чернышова Галина Анатольевна
Ефремова Нина Алексеевна
Степыко Татьяна Николаевна
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Степыко Руслан Викторович
Белоножко Валентина Ивановна
Клищенко Светлана Ивановна
Королев Сергей Сергеевич
Клищенко Елизавета Александровна
Иващенко Василий Михайлович
Степыко Татьяна Васильевна
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Чернышов Руслан Юрьевич
Десятков Олег Владимирович
Врацкая Анна Олеговна
Володарская районная администация г. Брянска
Солдатенкова Светлана Васильевна
Осиян Андрей Фанаилович
Белец Анастасия Сергеевна
Морозова Жанна Васильевна
Ковалева Светлана Григорьевна
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации
Степыко Александр Викторович
Колчанов Николай Николаевич
Дашунин Валерий Николаевич
Степыко Виктор Фролович
УК Володарка
Тонконожко Наталия Яковлевна
Королев Сергей Афанасьевич
Богданова (Королева) Людмила Алексеевна
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Мазур Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
16.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2021Передача материалов судье
17.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022Дело оформлено
07.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее