<данные изъяты>
<данные изъяты>
Заочное Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи ФИО15.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на недвижимое имущество, указывая на то, что в августе 1997 года по договору купли-продажи приобрела старый дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. В 2000 году на указанном земельном участке построили новый дом, а старый дом разобрали. До настоящего времени, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным жилым домом и земельным участком более 15 лет, исполняя обязанности собственника этого имущества. В связи с вышеизложенным, по основаниям положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу приобретательной давности истец просит признать за ней право собственности на земельный участок общей площадью 1755 кв.м., с кадастровым номером №, и на жилой дом общей площадью 108 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Исполнительный комитет Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержали и суду показали что, ранее жилой дом и земельный участок принадлежали ФИО4 Она умерла в ДД.ММ.ГГГГ. В 1997 году ее сестра ФИО12, не оформив свои права на наследственное имущество, продала им жилой дом и земельный участок ФИО4 При этом договор купли-продажи в письменной форме не был составлен. Они с мужем сразу стали проживать в доме. В 2000 году на участке построили новый дом, а старый дом в последующем снесли. В 2004 году ее муж умер. В настоящее время она не может оформить право собственности на жилой дом и земельный участок в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Ей известно, что ФИО12 тоже умерла, а ее дом сгорел в пожаре.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Учитывая мнение истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица – Исполнительного комитета Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, с исковыми требованиями согласен.
Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав в судебном заседании истца и ее представителя, опросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Согласно пункту 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно пункту 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Из материалов дела усматривается, что по данным похозяйственной книги Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан № ДД.ММ.ГГГГ-2001 годы домовладение по адресу: <адрес>, значилось на праве собственности за ФИО4
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Она по день смерти проживала по адресу: <адрес>, Красная Горка, <адрес>.
Из материалов наследственного дела 82/1996, открытого к имуществу ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследником по завещанию является племянница ФИО5, которая обратилась к нотариусу за оформлением наследственных прав в отношении имущества умершей, состоящего из домовладения, расположенного в <адрес> Республики Татарстан.
Как указывает истец, земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, Красная Горка, <адрес>, они купили в 1997 году у сестры ФИО4 – ФИО13, при этом письменный договор купли-продажи не был составлен. В 2000 году на участке построили новый дом, а старый дом снесли.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок общей площадью 1755 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 10-11).
Согласно уведомлению, в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости - жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 12).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Мамадышский муниципальный район, <адрес>, 2000 года постройки, имеет общую площадь 108 кв.м., в том числе жилую площадь 54 кв.м. Имеются надворные постройки – веранда, ворота и забор (л.д.13-18).
Заключением межведомственной комиссии, назначенной руководителем Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района, от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для жилья, так как физический износ здания составляет 20%. Площадь жилого помещения соответствует учетной норме для проживания одного человека (л.д. 25-26).
Согласно выписке из домовой книги, выданной руководителем Исполнительного комитета Красногорского сельского полонения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, по адресу: <адрес>, прописаны с 2005 года ФИО1 и ее дети ФИО6, ФИО7 (л.д.27).
Согласно материалам землеустроительного дела на кадастровый квартал № <адрес> Красногорского Совета местного самоуправления <адрес> Республики Татарстан за 2000 год, собственником земельного участка общей площадью 1755 кв.м., с кадастровым номером №, записан ФИО14, при этом имя и отчество не указаны.
Судом установлено, что МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность в связи с наличием на участке объекта капитального строительства.
Свидетели ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании показали, что по адресу: <адрес> ранее жила ФИО4, после смерти которой ее дом и земельный участок наследники продали ФИО14. Истец с 1997 года живет по указанному адресу. Сначала ФИО14 жили в старом доме, потом построили новый дом, а старый дом разобрали.
Оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании права собственности на спорное домовладение с земельным участком в силу приобретательной давности, поскольку установлено, что ранее указанное домовладение принадлежало ФИО4, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ году. После ее смерти, в 1997 году, наследниками жилой дом и земельный участок были проданы истцу, при этом письменный договор купли-продажи не оформлялся. Как установлено, с этого времени наследники ФИО4 какого-либо интереса к спорному имуществу не проявляли. Истец до настоящего времени, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным спорным недвижимым имуществом более 15 лет, исполняя обязанности собственника этого имущества и неся расходы по его содержанию, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, при этом подтверждения недобросовестности ее по отношению к владению спорным имуществом в материалы дела не представлено. Каких-либо правопритязаний и материального интереса относительно спорного земельного участка и жилого дома третьи лица, в том числе орган местного самоуправления не заявляли.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истец длительное время открыто и непрерывно владеет вышеуказанными жилым помещением и земельным участком, несет бремя их содержания, нарушение прав и законных интересов иных лиц, либо создание угрозы жизни и здоровью граждан в ходе разбирательства не установлено, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено, суд считает требования истца о признании за ней право собственности на земельный участок общей площадью 1755 кв.м., с кадастровым номером №, и жилое помещение, расположенные по адресу: Республики Татарстан, <адрес>, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░, 2000 ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 1755 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>