УИД №
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишим 09 апреля 2024 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Калинина А.А.,
при секретаре Васильевой Т.А.,
с участием представителя истца Администрации г. Ишима- Горловой Н.В., представителей ответчиков Федык Л.А., Чумилович С.А.-адвокатов Наумовой Ю.С., Тупикова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 138/2024 по иску Администрации города Ишима к Федык Л.А., Чумилович С.А. о принятии мер, направленных на ограничение доступа к объекту недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрации города Ишима обратилась в суд с иском к Федык Л.А., Чумилович С.А. о принятии мер, направленных на ограничение доступа к объекту недвижимого имущества, просит возложить на ответчиков обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу неопределенного круга лиц на территорию земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: установить ограждение по периметру земельного участка, где расположен названный объект, оснастить вход на земельный участок воротами (калитками) с запирающимися устройствами (замками); ограничить доступ людей в здание через оконные проемы в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивирует тем, что в рамках работы координационного Совета по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в городе Ишим, администрацией города Ишима проводятся профилактические мероприятия, направленные на предотвращение преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе, осуществляются мероприятия по выявлению собственников жилых и не жилых строений, зданий, сооружений, домов, не используемых по их назначению, являющихся заброшенными объектами недвижимости.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр (список) заброшенных домов, его правообладателями на праве общей долевой собственности являются Федык Л.А. и Чумилович С.А.
Согласно акту обследования от 25.01.2024 г. № 7 и фототаблице к нему, указанный жилой дом находится в заброшенном состоянии, земельный участок плохо огорожен, имеется свободный доступ на участок, остекление окон в доме отсутствует.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что принадлежащий ответчикам на праве собственности объект является открытым для доступа любых лиц, что в отсутствие технической защищенности объекта, его охраны, может представлять угрозу для жизни и здоровья граждан.
Ответчики, являясь собственниками указанного выше объекта недвижимости, обязаны содержать принадлежащее им имущество; обеспечивать эксплуатационный контроль, техническое обслуживание и текущий ремонт этого имущества в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик его надежности и безопасности, обеспечения надлежащего технического состояния в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов; соблюдать требования пожарной безопасности при осуществлении прав собственника; пресекать доступ посторонних лиц в неэксплуатируемое жилое здание; своевременно производить уборку в здании и на прилегающей территории.
20.07.2023 года ответчикам было направлено требование о принятии мер, направленных на ограничение доступа посторонних лиц в объект недвижимости по адресу: <адрес>, однако мер, направленных к сохранности принадлежащего им имущества, ответчиками не предпринято.
Вместе с тем, доступ на объект открыт для неограниченного круга лиц, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет, в связи, с чем объект является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности.
Ответчики, являющиеся собственниками объекта недвижимости, при эксплуатации данного объекта не соблюдают требования норм и правил, чем существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе на благополучную среду обитания, обеспечение их безопасности и антитеррористической защищенности.
В судебном заседании представитель истца Администрации г. Ишима- Горлова Н.В. просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Федык Л.А., Чумилович С.А. в судебное заседание не явились, направленные в их адреса судебные извещения вернулись в канцелярию суда с отметкой о невручении, в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении (л.д. 43, 47- 48, 53, 94-95, 99).
В силу ст.119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика, суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Судом в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представителями ответчиков Федык Л.А., Чумилович С.А. назначены адвокаты Наумова Ю.С., Тупиков А.В., которые в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 98).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федык Л.А. и Чумилович С.А. принадлежит на праве общей долевой собственности, по ? доле каждой, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м (л.д. 5-13).
Земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, на котором расположен указанный жилой дом, также принадлежит на праве общей долевой собственности, по ? доле каждой, Федык Л.А. и Чумилович С.А. (л.д. 14-16).
Администрация города Ишима является муниципальным казенным учреждением, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения (л.д. 35-37).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.
Решением Ишимской городской Думы от 25.02.2010 N 360 (ред. от 22.12.2022) утверждены «Правила благоустройства территории города Ишима».
Настоящие Правила обязательны для: юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, собственников, арендаторов (субарендаторов), лиц, у которых находятся объекты недвижимости в оперативном управлении либо в хозяйственном ведении или ином вещном праве, а также привлеченных к осуществлению работ по благоустройству в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подпункт 1.4.2 пункта 1.4 статьи 1 приложения к решению, в ред. решений Ишимской городской Думы от 26.04.2012 N 157, от 24.04.2014 N 301, от 26.10.2017 N 158).
Правообладатели объектов недвижимости, включая земельные участки, здания, строения, сооружения, обязаны осуществлять благоустройство и содержание собственной территории своими силами и средствами самостоятельно, в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством. Под правообладателями объектов недвижимости в тексте настоящих Правил следует понимать собственников объектов недвижимости, пользователей объектов недвижимости, владельцев и арендаторов объектов недвижимости, наделенных соответствующими полномочиями законом или договором (абзац первый пункта 3.1 статьи 3 приложения к решению, в ред. решения Ишимской городской Думы от 26.10.2017 N 158).
Правообладатели объектов недвижимости обязаны: производить своевременный ремонт находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании соглашения (договора) с собственником или его представителем зданий, сооружений, строений, малых архитектурных форм, объектов благоустройства территории, объектов монументально декоративного искусства, урн, скамеек, оборудования детских площадок, мест отдыха, а также содержать их в состоянии, соответствующем требованиям санитарных норм и правил, проектной документации, схемам планировочной организации земельного участка и паспортам отделки фасадов, утвержденным в установленном порядке (подпункт 3.3.1 раздела 3 приложения к решению, в ред. решения Ишимской городской Думы от 27.08.2021 N 76) (л.д. 58-91).
Согласно акту обследования от 25.01.2024 г. № 7 и фототаблице к нему, жилой дом по адресу: <адрес>, находится в заброшенном состоянии, земельный участок под ним частично огорожен, имеется свободный доступ на участок, остекление окон в доме отсутствует (л.д. 17-19).
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Администрацией г. Ишима 20.07.2023 года в адрес Федык Л.А. и Чумилович С.А. было направлено требование о принятии мер, направленных на ограничение доступа посторонних лиц в объект недвижимости по адресу: <адрес> (л.д. 20-22).
Указанное требование ответчиками не исполнено, меры, направленные к сохранности принадлежащего им имущества, ответчиками не предприняты, что также подтверждается актом обследования от 08.04.2024 г. № 157 и фототаблицей к нему, техническое состояние жилого дома, принадлежащего ответчикам, не изменилось, земельный участок по-прежнему огорожен частично (л.д. 104-107).
Согласно ответу МО МВД России «Ишимский от 05.03.2024, за текущий период 2024 и 2023 год фактов совершения административных правонарушений в заброшенном жилом доме по адресу: <адрес>, не зарегистрировано (л.д. 49).
Согласно ответу Главного управления МЧС России по Тюменской области от 14.03.2024, 09 апреля 2022 произошел пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, в результате пожара жилой дом поврежден, внутри которого обнаружен труп ФИО, материал проверки по данному факту передан по подследственности в МСО СУ СК по Тюменской области (л.д. 97).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма (п. 4 ст. 3 названного закона).
В силу п. п. 1 и 4 ст. 5.2 названного закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, а также обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Обеспечение антитеррористической защищенности и общественной безопасности выражается, в том числе, в исключении возможности свободного проникновения в заброшенные здания, создания таких условий, при которых не совершаются противоправные действия и не причиняется вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что ответчикам Федык Л.А. и Чумилович С.А. принадлежат жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
Обязательные для ответчиков как собственников жилого дома и земельного участка под ним по указанному адресу требования Правил благоустройства территории города Ишима не исполняются, благоустройство и содержание собственной территории, своевременный ремонт жилого дома не производится, жилой дом находится в заброшенном состоянии, земельный участок под ним огорожен частично.
Суд считает установленным факт нахождения принадлежащего ответчикам жилого дома в техническом состоянии, не соответствующим критериям безопасности, который длительное время не используется по назначению, при этом свободный доступ в жилой дом, на земельный участок под ним, не ограничен, что подтверждается материалами дела, в том числе, представленной информацией Главного управления МЧС России по Тюменской области о том, что 09 апреля 2022 в жилом доме по адресу: <адрес>, произошел пожар, жилой дом поврежден, внутри был обнаружен труп гражданина.
В этой связи, суд приходит к выводу, что ответчики нарушают права неопределенного круга лиц, в защиту которых и выступает орган местного самоуправления.
Свободный доступ в жилой дом, на земельный участок под ним, влечет риск совершения правонарушений, возникновения травм и несчастных случаев, в том числе с несовершеннолетними, которые могут проникнуть в жилой дом.
Свободный доступ в жилой дом представляет определенную террористическую опасность. Здание фактически не имеет антитеррористическую защищенность и не отвечает требованиям общественной безопасности и профилактике правонарушений и преступлений.
Истец в силу наделенных властных полномочий имеет право требовать устранения нарушений законодательства.
Требование истца о принятии мер, направленных на ограничение доступа посторонних лиц в указанный объект недвижимости, ответчиками не исполнено.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что требования истца возложить на ответчиков Федык Л.А. и Чумилович С.А. обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу неопределенного круга лиц на территорию земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: установить ограждение по периметру земельного участка, где расположен названный объект, оснастить вход на земельный участок воротами (калитками) с запирающимися устройствами (замками); ограничить доступ людей в здание через оконные проемы, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность исполнить решение суда в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу, считает указанный срок исполнения разумным и соизмеримым с необходимыми действиями, а также с учетом погодных условий и времени года.
В соответствии с п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, который при подаче искового заявления был в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков Федык Л.А., Чумилович С.А. подлежит взысканию в доход бюджета Ишимского муниципального района Тюменской области государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек, по 150 рублей 00 копеек с каждой.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Ишима к Федык Л.А., Чумилович С.А. о принятии мер, направленных на ограничение доступа к объекту недвижимого имущества - удовлетворить.
Возложить на Федык Л.А. и Чумилович С.А. обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу неопределенного круга лиц на территорию земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: установить ограждение по периметру земельного участка, где расположен названный объект, оснастить вход на земельный участок воротами (калитками) с запирающимися устройствами (замками); ограничить доступ людей в здание через оконные проемы в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Федык Л.А., Чумилович С.А. в доход бюджета Ишимского муниципального района Тюменской области государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек, по 150 рублей 00 копеек с каждой.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ишимский районный суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2024 года.
Председательствующий А.А.Калинин