Дело № 2-346 /2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациис. Мугур-Аксы 06 августа 2019 года
Монгун-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Соян Р.Д-Н., при секретаре Кара-оол А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Монгун-Тайгинском районе к ХХХ о взыскании суммы ущерба, причиненного неправомерным получением страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Монгун-Тайгинском районе (далее по тексту также – УПФР в Монгун-Тайгинском районе, управление) обратилось в суд с иском к ХХХ о взыскании незаконно полученной суммы пенсии в сумме 72 298,00 рублей. В обоснование исковых требований указано, что ХХХ обратилась в УПФР в Монгун-Тайгинском районе с заявлением о назначении страховой пенсии в связи с осуществлением ухода за детьми умершего кормильца не достигшим 14 лет, представив докуцменты, подтверждающие, что она не работает. Решением Управленя ПФР от 14.11.2017 г. ответчику установлена федеральная социальная доплата к пенсии, в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В ходе проверки Управлением ПФР установлено, что в период с 05.09.2017 по 31.07.2018
В связи с несообщением об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии, образовалась переплата пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии по вине ответчика за 05.09.2017 г. по 31.07.2018 в сумме 87 298,72 рублей. По состоянию на 20.06.2019 ответчик добровольно погасила 15 000,00 рублей, однако от дальнейшего погашения переплаты уклоняется. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца незаконно полученную сумму пенсии в сумме 72 298,00 рублей.
И.о. начальника УПФР в Монгун-Тайгинском районе ХХХ в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить и взыскать с ответчика указанную сумму незаконно полученной пенсии.
Ответчик ХХХ. с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что будет погашать переплату, также согласна платить госпошлину. Она уже начала погашать задолженность, погасила 15 000 рублей.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 9. ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Указанной статьей к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Из копии заявления о назначении пенсии видно, что ХХХ 07.11.2017 года обратилась в Управление ПФР в Монгун-Тайгинском районе с просьбой назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца, также из копии указанного заявления видно, что ХХХ была предупреждена о безотлагательном извещении орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера или прекращение ее выплаты.
Из копии Решения о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от 14.11.2017 № 014975 видно, что ХХХ была назначена страховая пенсия по потере кормильца в сумме 4894,67 рублей.
Решением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии от14.11.2017 № УПФР в Монгун-Тайгинском районе рассмотрев заявление ХХХ установил ей федеральную социальную доплату к пенсии в размере 8540,00 рублей.
Из копии сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ХХХ видно, что за период с сентября 2017 года по июнь 2018 года имеются сведения о факте работы гражданина, страхователем является ФБУЗ «<данные изъяты>».
Из копии решения о прекращении выплаты пенсии Управлении ПФР в Монгун-Тайгинском районе от 11.01.2019 года видно, что выплата пенсии ХХХ прекращена, основание – переплата пенсии.
Из копии вкладыша к протоколу № 31 от 11 января 2019 года видно, что образовалась переплата пенсии в связи с несвоевременным сообщением о трудоустройстве в сумме 87 298,72 рублей за период с 05.09.2017 г. по 31.07.2018 г.
Из копии расчёта переплаты страховой (базовой) части пенсии Управления ПФР в Монгун-Тайгинском районе видно, что у ХХХ имеется переплата пенсии в сумме 87 298,72 рублей.
В соответствии со ст. 22 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» выплата пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечение срока признания лица инвалидом; приобретение трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца.
Круг членов семьи, которые признаются нетрудоспособными, определен в п. 2 ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. В частности, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, считаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Следовательно, в случае прекращения обучения лица в возрасте старше 18 лет (до достижения возраста 23 лет), считается, что это лицо приобрело трудоспособность.
Таким образом, в том случае, если в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации поступил документ, содержащий сведения о прекращении обучения с указанием даты и номера приказа образовательного учреждения (об отчислении из учреждения, его окончании, переводе на другую форму обучения), выплата пенсии прекращается со сроков, предусмотренных в подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.
В соответствии со ст. 25 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ХХХ с сентября 2017 года по июнь 2018 года была трудоустроена, страхователем ФБУЗ «<данные изъяты>», что в ходе судебного заседания ответчиком не опровергнуто.
Таким образом, трудоустройство ответчика ХХХ влечет прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца и выплата пенсии должна была прекратиться с сентября 2017года.
Следовательно, сумма пенсии в размере 87 298,72 рублей, полученные ХХХ. с сентября 2017 года по июнь 2018 года являются излишне выплаченными.
ХХХ до подачи иска в суд погасила переплату в размере 15 000 рублей.
Таким образом, с ХХХ. подлежит взысканию излишне выплаченная пенсия по случаю потери кормильца в сумме 72 298,00 рублей.
На основании ст.ст. 91, 98 ГПК РФ, учитывая, что решение суда состоялось в пользу истца, а оплата истцом государственной пошлины судом была отсрочена, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2 368,94 рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования начальника Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Монгун-Тайгинском районе к ХХХ о взыскании суммы ущерба, причиненного неправомерным получением страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной выплаты удовлетворить полностью.
Взыскать с ХХХ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>, сумму ущерба, причиненного неправомерным получением страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной выплаты в размере 72298 (семьдесят две тысячи двести девяносто восемь) рублей 00 копеек в пользу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва.
Взыскать с ХХХ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 368 (двух тысяч триста шестьдесят восемь) рублей 94 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РТ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2019 года.
Судья Р.Д-Н. Соян