Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-495/2024 ~ М-5139/2023 от 29.12.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кулишовой М.В.,

с участием помощника прокурора Шатохиной А.И., представителя ответчика Шутелевой Т.Б., представителя третьего лица Черненко Р.И.,

21.05.2024 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к Бюджетному образовательному учреждению г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 86» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой Советского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части создания безопасных условий воспитания несовершеннолетних в деятельности БОУ г. Омска «СОШ № 86». В ходе проверки здания БОУ г. Омска «СОШ № 86», расположенного по адресу: адрес, выявлены нарушения, выразившиеся в следующем: на путях эвакуации не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение; на объекте защиты не обеспечено не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; в здании II степени огнестойкости с чердачным покрытием стропила и обрешетка, выполнены из древесины, не подвергнуты обработке огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности. Указанные нарушения отражены в предписании об устранении об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ...., выданного инспектором территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по САО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области. Директор БОУ г. Омска «СОШ № 86» обращался в департамент образования Администрации г. Омска о выделении финансовых средств, необходимых для устранения данных нарушений, поскольку самостоятельных источников дохода образовательная организация не имеет. БОУ г. Омска «СОШ № 86» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Омской области, срок действия лицензии: бессрочно. Согласно п. 1.6 Устава БОУ г. Омска «СОШ № 86» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. В соответствии с п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска. Собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах    компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска (п. 1.8 Устава). БОУ г. Омска «СОШ № 86» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образца, бланки со своим наименование (п. 1.5 Устава). Таким образом, БОУ г. Омска «СОШ № 86» несет обязанность по созданию безопасных условий для воспитанников. Непринятие БОУ г. Омска «СОШ № 86» мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности, нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих безопасность, охрану и укрепление здоровья, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников и работников БОУ г. Омска «СОШ № 86». На основании уточненного иска, просил обязать БОУ г. Омска «СОШ № 86» в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить устранение нарушений пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации обеспечить аварийное (эвакуационное) освещение; на объекте защиты обеспечить проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; в здании II степени огнестойкости с чердачным покрытием обеспечить обработку огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности стропил и обрешетки, выполненных из древесины, взыскать с БОУ г. Омска «СОШ № 86» государственную пошлину в доход местного бюджета.

Представитель истца, старший помощник прокурора САО г. Омска Шатохина А.И. требования подержала с учетом их уточнений. Указала, что по мнению исковой стороны срок устранения недостатков в срок 2 месяца является разумным и достаточным.

Представитель ответчика Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 86», действующая на основании приказа Шутелева Т.Б. в судебном заседании принципиальных возражений относительно заявленных исковых требований не высказала, просила установить срок устранения нарушений не менее 6 месяцев.

Представитель третьего лица Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по САО г. Омска управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области по доверенности – Черненко Р.И. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал. Указал, что срок устранения выявленных недостатков с учетом подготовки проектной документации, выделения финансирования не менее 6 месяцев.

Третьи лица Администрация г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности.

В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.

В силу ч. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ устанавливает технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Статьей 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

В соответствии с ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которые регламентируют поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 23 Правил противопожарного режима в РФ при
эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Приказом МЧС России от 19.03.2020 №194 утвержден свод правил
«СП 1.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

В силу п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.

В силу п.п. «б» п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, руководители организаций организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Согласно п. 5.4.5 СП СП 2.13130.2020, утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194 в зданиях I - IV степеней огнестойкости с чердачными покрытиями при стропилах и (или) обрешетке, выполненных из древесины, а также других горючих материалов, кровлю следует выполнять из НГ, а стропила и обрешетку в зданиях I степени огнестойкости подвергать обработке огнезащитными составами I группы огнезащитной эффективности, в зданиях II - IV степеней огнестойкости огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности - в соответствии с ГОСТ 53292 либо выполнять их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению горения. Для указанных зданий допускается выполнять кровлю из горючих материалов, уложенную на сплошную конструкцию основания под кровлю, выполненную из НГ, при условии соблюдения требований, установленных в СП 17.13330.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что БОУ г. Омска «СОШ № 86» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования адрес серия А , срок действия лицензии: бессрочно.

БОУ г. Омска «СОШ № 86» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Согласно п. 1.6 Устава БОУ г. Омска «СОШ № 86» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

В соответствии с п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска. Собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах    компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска

В ходе проверки прокуратурой округа установлено, что БОУ г. Омска «СОШ № 86» осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: адрес, в которой имеются нарушения правил пожарной безопасности, а именно на путях эвакуации не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение; на объекте защиты не обеспечено не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; в здании II степени огнестойкости с чердачным покрытием стропила и обрешетка, выполнены из древесины, не подвергнуты обработке огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности.

Также, указанное нарушение отражено в предписании об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ...., выданного инспектором территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по САО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области, которым установлен срок устранения нарушений до .....

Однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены в виду отсутствия финансирования.

Материалами дела подтверждается, что директор БОУ г. Омска «СОШ № 86» обращалась в департамент образования Администрации г. Омска с просьбой о выделении финансовых средств, необходимых для устранения выявленных нарушений, поскольку самостоятельных источников дохода образовательная организация не имеет.

Согласно ответу департамента образования Администрации г. Омска информация о потребности в финансировании расходов, необходимых для выполнения противопожарных мероприятий, вопрос о выделении финансирования на данные расходы будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета г. Омска на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.

Кроме того, суд, соглашается с позицией истца, что отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиком законодательства.

Поскольку БОУ г. Омска « СОШ № 86» несет обязанность по созданию безопасных условий для воспитанников, не устранение нарушений правил пожарной безопасности, нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих безопасность, охрану и укрепление здоровья, что может привести к возникновению угрозы их жизни и здоровью и работников БОУ г. Омска «СОШ № 86», в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению в части обязания БОУ г. Омска «СОШ № 86» устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации обеспечить аварийное (эвакуационное) освещение; на объекте защиты обеспечить проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; в здании II степени огнестойкости с чердачным покрытием обеспечить обработку огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности стропил и обрешетки, выполненных из древесины.

Применительно к ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом установленного порядка бюджетного финансирования учреждений, значительного объема работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, их характера и значимости, суд полагает необходимым установить срок для принятия мер, направленных на устранение нарушений, 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя его разумным.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика БОУ г. Омска «СОШ № 86» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 86» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░; ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░ ░░░░░░ II ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 86» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.    

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ .....

░░░░░: ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:

29.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2023Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Подготовка дела (собеседование)
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее