Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-379/2022 ~ М-328/2022 от 01.07.2022

Дело № 2 – 379/2022

УИД: 60RS0003-01-2022-000748-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Остров Псковской области *** 2022 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующей судьи Минчугиной Т.Г.,

при секретаре Корныльевой Т.С., помощнике судьи Новиковой М.А.,

с участием представителя истца - заместителя Островского межрайонного прокурора Чугриной Е.Е.,

представителя ответчика ГБУЗ «Островская МБ» - Рожковой И.В.,

представителя третьего лица – Главное управление МЧС России по Псковской области Иванова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островского межрайонного прокурора, заявленного в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Псковской области «Островская межрайонная больница» и Комитету по здравоохранению Псковской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Островского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просил обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Островская межрайонная больница» (далее – ГБУЗ «Островская МБ») в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить имеющиеся в отделениях ГБУЗ «Островская МБ» с круглосуточным пребыванием людей системы автоматической пожарной сигнализации дублированием подачи светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

- организовать устройство молниезащиты зданий: скорой медицинской помощи, гаражей, отделения переливания крови, пищеблока, патологоанатомического корпуса, акушерско-гинекологического и кожного отделений, стационара (терапевтического, кардиологического, детского, хирургического, травматологического отделений), поликлиники, расположенных по адресу: ...; офисов врачей общей практики, расположенных по адресам: ...;

- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, смонтированной с системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре: помещение отделения переливания крови, помещение пищеблока и помещение гаража, расположенные по адресу: ..., помещение аптеки, расположенное по адресу: ... здание офиса врача главной практики (фельдшерско-акушерский пункт), расположенное по адресу: ... ...;

- оборудовать в соответствии с п. 6.6 Приказа МЧС России от 31.07.2020 № 582 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» пожарными извещателями: кабинеты и подсобные помещения здания поликлиники (за исключением кабинета флюорографии, помещения регистратуры, кабинета терапевта, расположенного на первом этаже, кабинета кассы); помещения раздевалки персонала здания акушерско-гинекологического и кожного отделения; помещение для персонала терапевтического отделения здания стационара;

- предоставить в <данные изъяты> комплект исполнительной документации на системы противопожарной защиты (схемы, акты скрытых работ, испытаний и замеров), в соответствии с приложением 1 «РД 78.145-93. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ».

Также заместитель Островского межрайонного прокурора просил обязать Комитет по здравоохранению Псковской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ ГБУЗ «Островская межрайонная больница» по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Островской межрайонной прокуратурой проведена проверка информации <данные изъяты>, по результатам которой в деятельности ГБУЗ Псковской области «Островская МБ» выявлены нарушения требований законодательства, регламентирующего обеспечение пожарной безопасности. Так, в нарушение ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» имеющиеся в отделениях ГБУЗ «Островская МБ» с круглосуточным пребыванием людей системы автоматической пожарной сигнализации не обеспечены дублированием подачи светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта. В нарушение п. 4 ст. 50 указанного выше Федерального закона здания скорой медицинской помощи, гаражей, отделения переливания крови, пищеблока, патологоанатомического корпуса, акушерско-гинекологического и кожного отделений, стационара (терапевтического, кардиологического, детского, хирургического, травматологического отделений), поликлиники, расположенных по адресу: ...; офисов врачей общей практики, расположенных по адресам: ..., не оборудованы молниезащитными устройствами зданий. Кроме того, в нарушение ст. 54, 83, 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ помещение отделения переливания крови, помещение пищеблока и помещение гаража, расположенные по адресу: ... помещение аптеки, расположенное по адресу: ..., здание офиса врача общей практики (фельдшерско-акушерский пункт), расположенное по адресу: ..., не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, смонтированной с системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре. В нарушение п. 6 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в кабинетах и подсобных помещениях здания поликлиники (за исключением кабинета флюорографии, помещения регистратуры, кабинета терапевта, расположенного на первом этаже, кабинета кассы), в помещении раздевалки персонала здания акушерско-гинекологического и кожного отделения, в помещении для персонала терапевтического отделения здания стационара отсутствуют пожарные извещатели. В отступление от требований ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ у ГБУЗ ПО «Островская МБ» отсутствует предусмотренная приложением 1 «РД 78.145-93. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» исполнительная документация на системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) и СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией), обслуживание АПС и СОУЭ не организовано. Выявленные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, и являются фактором, увеличивающим риск и способствующим наступлению негативных последствий. Истец также указал, что по результатам проверок в отношении ГБУЗ «Островская МБ» Отделом МЧС неоднократно выносились предписания: № от ***.2017, № от ***2018, № от ***.2020, № от ***2021, № от ***.2022 об устранении нарушений действующих противопожарных норм и правил, которые в установленный срок в полной мере не исполнены, в связи с чем, ГБУЗ «Островская МБ» привлечено ***.2022 к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. В силу п.п. 1.5, 1.6 Устава учредителем ГБУЗ «Островская МБ» является субъект Российской Федерации – <данные изъяты>. Функции и полномочия учредителя и собственника Учреждения от имени <данные изъяты> осуществляет Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации и <данные изъяты> – в пределах компетенции в сфере имущественных отношений. Учреждение является некоммерческой организацией. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения, в том числе являются субсидии, предоставляемые Учреждению из областного бюджета. В соответствии с п. 4.1 Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества является <данные изъяты>. Пунктом 3.6 Устава предусмотрена ответственность Учреждения за нарушения требования пожарной безопасности. Истец констатирует, что несоблюдение установленных законом требований противопожарной безопасности влечет существенное снижение уровня антитеррористической защищенности данного объекта, представляет реальную угрозу жизни и здоровью персонала, пациентов, в том числе малолетнего возраста, которые в силу малолетнего возраста не могут самостоятельно защищать свои права.

В судебном заседании представитель истца – заместитель Островского межрайонного прокурора Чугрина Е.Е. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГБУЗ ПО «Островская МБ» Рожкова И.В. исковые требования признала. Не оспаривала обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и изложенные в нем нарушения требований пожарной безопасности. Дополнительно пояснила, что нарушения законодательства, регламентирующего обеспечение пожарной безопасности, допущены ввиду недостаточного финансирования Учреждения на указанные цели и отсутствия самостоятельных денежных средств на проведение необходимых мероприятий. Кредиторская задолженность Учреждения по состоянию на ***.2022 года составляет <данные изъяты> рублей. Предложенный истцом для исполнения обязанности двухлетний срок со дня вступления решения суда в законную силу в случае выделения необходимых денежных средств в заявленный истцом срок полагает достаточным для принятия направленных на исполнение решения суда мер.

Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Псковской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указав в обоснование, что ежегодно Комитет при формировании бюджета на следующий год и на плановый период направляет в <данные изъяты> бюджетную заявку, в состав которой входит потребность в средствах на реализацию мероприятия «Обеспечение пожарной безопасности в органах исполнительной власти области и муниципальных образованиях» подпрограммы «<данные изъяты>». Сводная потребность в средствах на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности ГБУЗ ПО «Островская МБ» на 2022 год составила <данные изъяты> рублей. Однако, выделенные средства сильно ограничивают возможности в части решения проблем по устранению нарушений пожарной безопасности в медицинских организациях. В 2019, 2020, 2021 и 2022 годах из указанной программы ГБУЗ ПО «Островская межрайонная больница» средства не выделялись.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, - Главного управления МЧС России по Псковской области Иванов А.В. поддержал заявленные исковые требования. Дополнительно пояснил, что Отделом МЧС с 2018 года неоднократно проводились проверки ГБУЗ ПО «Островская МБ» в части соблюдения законодательства, регулирующего противопожарную безопасность. По результатам рассмотрения внесенных органом МЧС предписаний имеющиеся нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности в полной мере не устранены, в связи с чем, данная информация доведена до сведения прокуратуры. Кроме того, пояснил, что обеспечение имеющихся в отделениях лечебного учреждения с круглосуточным пребыванием людей систем автоматической пожарной сигнализации дублированием подачи светового и звукового сигналов возможно на пульт центра управления кризисных ситуаций в г. ....

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке лиц.

Исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одними из основных принципов охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Как следует из ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 указанного выше Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п.п. 1.2, 1.8 и 1.10 Устава Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Островская межрайонная больница», утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации от 29.06.2015 № 574, Учреждение является некоммерческой организацией, самостоятельным юридическим лицом, находится в подведомственной подчиненности Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации.

Как следует из п. 3.6 Устава, Учреждение обязано в соответствии с законодательством Российской Федерации нести ответственность за нарушение требований пожарной, радиационной и производственной безопасности.

Из совокупного анализа вышеприведенных норм закона следует прямая и непосредственная обязанность ГБУЗ ПО «Островская МБ» исполнять требования нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности и защищенности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Как следует из статьи 6 указанного Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Таким образом, соответствие пожарного риска предельно допустимым значениям представляет собой соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

При этом, исходя из приведенной нормы закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий, каждое из которых предусматривает выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов, в том числе, устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.В силу ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Согласно п. 1 и 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 01.12.2021) в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации органы государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляют соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.

Согласно Указу Президента РФ от 11.07.2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Из материалов дела установлено, что в периоды времени с ***.2017 по ***.2017, с ***.2018 по ***.2018, с ***.2020 по ***2020, с ***.2021 по ***.2021, с ***.2022 по ***.2022 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Островскому, Пыталовскому, Печорскому и Палкинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора проводились выездные проверки состояния административных помещений ГБУЗ ПО «Островская МБ», в ходе которых выявлены, помимо прочих, следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- имеющиеся в отделениях ГБУЗ «Островская МБ» с круглосуточным пребыванием людей системы автоматической пожарной сигнализации не обеспечены дублированием подачи светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников пожарной охраны и (или) транслирующий этот сигнал организации;

- здания скорой медицинской помощи, гаражей, отделения переливания крови, пищеблока, патологоанатомического корпуса, акушерско-гинекологического и кожного отделений, стационара (терапевтического, кардиологического, детского, хирургического, травматологического отделений), поликлиники, расположенные по адресу: ...; офисы врачей общей практики, расположенные по адресам: ..., не оборудованы молниезащитными устройствами зданий;

- помещение отделения переливания крови, помещение пищеблока и помещение гаража, расположенные по адресу: ..., помещение аптеки, расположенной по адресу: ...; здание офиса врача общей практики (фельдшерско-акушерский пункт), расположенное по адресу: ..., не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, смонтированной с системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;

- в кабинетах и подсобных помещениях здания поликлиники (за исключением кабинета флюорографии, помещения регистратуры, кабинета терапевта, расположенного на первом этаже, кабинета кассы), в помещении раздевалки персонала здания акушерско-гинекологического и кожного отделения, в помещении для персонала терапевтического отделения здания стационара отсутствуют пожарные извещатели;

- не представлена в отдел МЧС предусмотренная приложением 1 «РД 78.145-93. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» исполнительная документация на системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) и СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией), обслуживание АПС и СОУЭ не организовано.

В связи с выявленными вышеперечисленными нарушениями законодательства, регулирующего пожарную безопасность, отделом МЧС неоднократно: ***.2017, ***.2018, ***.2020, ***.2021, ***.2022 в адрес ГБУЗ «Островская МБ» вносились предписания.

Постановлениями Островского городского суда Псковской области от ***.2022 ГБУЗ ПО «Островская МБ» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2.1 ст. 20.4 и ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде административных штрафов в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно.

В силу статей 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

***.2022 отделом МЧС в связи с систематическим не выполнением ГБУЗ ПО «Островская МБ» предписаний должностных лиц пожарной охраны в адрес Островского межрайонного прокурора направлена информация для принятия мер прокурорского реагирования.

Как усматривается из материалов дела и не оспорено представителем ответчика – ГБУЗ ПО «Островская МБ» в судебном заседании, указанные выше нарушения в части обеспечения пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.

Несоблюдение требований законодательства, регулирующего противопожарную безопасность, влечет существенное снижение уровня противопожарной защищенности ГБУЗ ПО «Островская МБ» и в случае возгорания может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

Таким образом, ГБУЗ ПО «Островская МБ» осуществляет свою деятельность в условиях длительного несоблюдения требований пожарной безопасности, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы лиц, находящихся и посещающих медицинское учреждение, в части безопасного пребывания в нем, а в случае возникновения пожароопасной ситуации создает непосредственную угрозу их жизни и здоровью.

При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности устранить указанные в исковом заявлении нарушения законодательства о пожарной безопасности обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Соответственно, объем ответственности Комитета по здравоохранению Псковской области за выявленные в ГБУЗ ПО «Островская МБ» нарушения требований пожарной безопасности определяется тем, что отраслевой орган несет обязательство по финансированию бюджетных учреждений от имени учредителя.

Как усматривается из материалов дела, организационно-правовой формой ГБУЗ ПО «Островская МБ» является государственное бюджетное учреждение (п. 1.3 Устава Учреждения).

Учредителем и собственником имущества Учреждения является субъект Российской Федерации Псковская область. Функции и полномочия учредителя и собственника Учреждения от имени Псковской области осуществляют <данные изъяты> и <данные изъяты> – в пределах его компетенции в сфере имущественных отношений (п.п. 1.5, 1.6 Устава Учреждения).

Пунктом 4.1 Устава ГБУЗ ПО «Островская МБ» имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации. Собственником имущества является <данные изъяты>.

Из п. 4.3 Устава следует, что одними из источников формирования имущества и финансового обеспечения деятельности ГБУЗ ПО «Островская МБ» являются субсидии, предоставляемые Учреждению из областного бюджета на выполнение государственного заказа, а также субсидии, предоставляемые Учреждению из областного бюджета на иные цели.

Принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований противопожарной безопасности, требует значительных финансовых затрат.

Как следует из сведений, представленных ответчиком в судебном заседании, кредиторская задолженность ГБУЗ ПО «Островская МБ» по состоянию на ***.2022 года составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно ответа <данные изъяты> от ***.2022 года, в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований областного бюджета на мероприятие «<данные изъяты> «<данные изъяты>» возможность изыскания дополнительного финансирования на устранение нарушений противопожарной безопасности в 2022 году отсутствует.

Как усматривается из отзыва ответчика – <данные изъяты>, в 2019, 2020, 2021 и 2022 годах из указанной выше Государственной программы ГБУЗ ПО «Островская межрайонная больница» средства не выделялись.

В то же время обязанность по финансированию бюджетного учреждения для устранения нарушений противопожарного законодательства у Комитета по здравоохранению Псковской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника учреждения от имени Псковской области, существует значительный период времени, однако, до настоящего времени нарушения не устранены, меры к финансированию пожарной безопасности не приняты.

С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, роли и значения учредителя при данной организационно-правовой форме юридического лица как бюджетного учреждения и невозможности осуществления лечебной деятельности учреждением без устранения указанных нарушений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию работ ГБУЗ ПО «Островская МБ» по устранению нарушений требований пожарной безопасности на Комитет по здравоохранению Псковской области.

Отсутствие необходимых денежных средств (дефицит бюджета) само по себе не может служить обстоятельством, освобождающим от исполнения обязанности по обеспечению пожарной безопасности.

При этом, предложенные истцом сроки, в течение которого ответчику – Комитету по здравоохранению Псковской области необходимо обеспечить финансирование работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а ответчику – ГБУЗ ПО «Островская МБ» выполнить указанные работы, суд находит разумными, достаточными для принятия ответчиками направленных на исполнение решения суда мер и подлежащими установлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Островского межрайонного прокурора, заявленные в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Псковской области «Островская межрайонная больница» и Комитету по здравоохранению Псковской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Островская межрайонная больница» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

1) обеспечить имеющиеся в отделениях ГБУЗ «Островская МБ» с круглосуточным пребыванием людей системы автоматической пожарной сигнализации дублированием подачи светового и звукового сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре;

2) организовать устройство молниезащиты здания:

- скорой медицинской помощи, гаражей, отделения переливания крови, расположенных по адресу: ...;

- пищеблока, расположенного по адресу: ...;

- патологоанатомического корпуса, расположенного по адресу: ...;

- акушерско-гинекологического и кожного отделения, расположенных по адресу: ... ...;

- стационаров терапевтического, кардиологического, детского, хирургического, травматологического отделений, расположенных по адресу: ...;

- поликлиники, расположенной по адресу: ...;

- офиса врача общей практики (фельдшерско-акушерский пункт), распложенного по адресу: ...;

- офиса врача общей практики (фельдшерско-акушерский пункт), распложенного по адресу: ...;

- офиса врача общей практики (фельдшерско-акушерский пункт), распложенного по адресу: ...;

3) оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, смонтированной с системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре:

- помещение отделения переливания крови, расположенного по адресу: ...;

- помещение пищеблока, расположенного по адресу: ...;

- помещение аптеки, расположенного по адресу: ...;

- здание офиса врача общей практики (фельдшерско-акушерский пункт), распложенного по адресу: ...;

- помещение гаража, расположенного по адресу: ...;

4) оборудовать в соответствие с п. 6.6 Приказа МЧС России от 31.07.2020 № 582 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» пожарными извещателями:

- кабинеты и подсобные помещения здания поликлиники (за исключением кабинета флюорографии, помещения регистратуры, кабинета терапевта, распложённого на первом этаже, кабинета кассы), расположенного по адресу: ...;

- помещение раздевалки персонала здания акушерско-гинекологического и кожного отделения, расположенного по адресу: ...;

- помещение для персонала терапевтического отделения здания стационара, расположенного по адресу: ...;

5) представить в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Островскому, Пыталовскому, Печорскому и Палкинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по Псковской области комплект исполнительной документации на системы противопожарной защиты (схемы, акты скрытых работ, испытаний и замеров), в соответствие с приложением 1 «РД 78.145-93. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ».

Обязать Комитет по здравоохранению Псковской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Островская межрайонная больница» по устранению вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено *** 2022 года.

Судья      Т.Г. Минчугина

2-379/2022 ~ М-328/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Островский межрайонный прокурор
Ответчики
ГБУЗ "Островская межрайонная больница"
Комитет по здравоохранению Псковской области
Другие
Главное управление МЧС России по Псковской области
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Минчугина (Коженкова)Т.Г.
Дело на сайте суда
ostrovsky--psk.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее