Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-44/2024 (2-877/2023;) ~ М-860/2023 от 22.12.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Южа Ивановской области 24января 2024 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Монаховой Н.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Южского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – канализационные сети,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Южского муниципального района <адрес>, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, ст. 262 ГПК РФ, обратилась в суд с заявлениемв котором, с учетом последующих уточненных требований, просит признать право муниципальной собственности Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества:

- канализационную сеть с кадастровым номером <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метров, с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, от <адрес> до <адрес>А по <адрес>.

Как следует из представленного заявления, по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области внесена запись о принятии на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества.По сведениям, представленным Департаментом управления имуществом Ивановской области и МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, указанное недвижимое имущество к государственной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, а также муниципальной собственности ФИО2 муниципального района, не отнесено. Согласно письму Приуральского филиала ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на канализационные сети с указанным местоположением.

Данное имущество является бесхозяйным, лиц, его эксплуатирующих и принимающих (принимавших) меры к его сохранности (ремонту, замене), не имеется. В течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного своих прав на данный объект никем не заявлено.

Представитель заявителя - Администрации Южского муниципального района <адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав о поддержании заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица - Департамента Управления имуществом Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подлежат рассмотрению в порядке особого производства.

Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ).

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По терминологии "СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85" канализационные сети являются частью линейного объекта, соответственно, признание права собственности на такой объект возможно по истечении трех месяцев со дня принятия на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» утвержден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Данный порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Из анализа приведенных положений права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления, в том числе, органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов, в том числе линейных объектов, в собственность муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

На основании п.п. 3,4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Согласно ч. 5 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Как следует из справки Департамента Управления имуществом Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте – канализационные сети с местоположением: <адрес>, от <адрес> до <адрес> по <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности <адрес>, отсутствуют.

Согласно справки МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ, объект имущества – канализационные сети с местоположением: <адрес>, от <адрес> до <адрес> по <адрес>, в реестре федерального имущества не значится.

Данный объект недвижимого имущества также не относится к муниципальной собственности Южского муниципального района и Южского городского поселения, что следует из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной ППК «Роскадастр» Приуральский филиал справки от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на канализационные сети с местоположением: <адрес>, от <адрес> до дома <данные изъяты> по <адрес>.

Факт существования объекта недвижимого имущества, являющегося предметом настоящего дела и его технические характеристики, подтверждаются техническим планом сооружения, составленным по результатам проведенных кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению кадастрового инженера сооружение состоит из <данные изъяты> контуров: <данные изъяты> подземных контуров и <данные изъяты> площадных объектов. Уточненная протяженность составила <данные изъяты> м. Сооружение является бесхозяйным.

Согласно передаточному акту бесхозяйной сети канализации от ДД.ММ.ГГГГ канализационные сети с кадастровым номером <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метр, с местоположением: <адрес>,от <адрес> до <адрес>А по <адрес>, ФИО1 муниципального района переданы ООО «Водосети» на срок до оформления на неё права муниципальной собственности ФИО2 городского поселения.

Указанный линейный объект недвижимости – канализационные сети принят на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ истекли 3 месяца со дня принятия вышеуказанного объекта на учет, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории ФИО2 городского поселения.

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правопритязаний на вышеуказанный линейный объект недвижимости иными лицами не заявлено.

Суд отмечает, что согласно ч. 1 ст. 29 Устава Южского муниципального района на ФИО1 муниципального района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Южского городского поселения по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, в соответствии с Уставом ФИО2 городского поселения.

Согласно п. 2 ст. 293 ГПК РФ, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из материалов дела, возражения от заинтересованных лиц относительно требований о признании права муниципальной собственности на линейный объект – канализационные сети с местоположением: <адрес>, от <адрес> до <адрес>А по <адрес>, не поступали, сооружение не имеет собственника, принято на учет в установленном порядке более трех месяцев назад, правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании права собственности за муниципальным образованием - Южским городским поселением Ивановской области на указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 263 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

ФИО1 муниципального района <адрес>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества:

- канализационные сети с кадастровым номером <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> метров, с местоположением: <адрес>, от <адрес> до <адрес> по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Ивановский областной суд через Палехский районный суд <адрес>.

Судья: подписьМонахова Н.В.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

2-44/2024 (2-877/2023;) ~ М-860/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Южского муниципального района
Другие
Департамент управления имуществом Ивановской области
Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Монахова Наталья Викторовна
Дело на странице суда
palehsky--iwn.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее