Судья: Катасонова А.В. гр. дело № 33-7906/2015
Апелляционное определение
28 июля 2015 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховика А.С.
Судей: Хаировой А.Х., Ласковской С.Н.
При секретаре –Бирюковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мастерова В.А. на решение Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 03 июня 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Мастерова В.А. отказать»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Мастеров В.А. обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти, Правительству Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении жилищного сертификата.
В обоснование исковых требований истец указал, что он состоит на учете в числе нуждающихся на жилье с 1999 года в жилищном отделе мэрии г.о. Тольятти, в соответствии с Федеральным законом №125 –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» истец неоднократно обращался в мэрию г.о. Тольятти с вопросом о предоставлении государственного жилищного сертификата, но до настоящего времени истцу не предоставлен жилищный сертификат.
Ссылаясь на изложенное, Мастеров В.А. просил суд предоставить ему жилищный сертификат в 2015 году.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мастеров В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором было бы точно указано: «Распределение объема финансирования бюджетных средств производится пропорционально количеству граждан – участников программы, кроме граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - точно так, как написано в п. 28 Правил.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, а также предусматривает право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4).
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определена очередность предоставления жилищных субсидий, при этом пенсионерам предоставляются жилищные субсидии во вторую очередь.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Согласно пункту 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 10 декабря 2002 года, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства установленный перечень документов.
Пунктом 17 Положения, установлено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по категориям граждан: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); пенсионеры; граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; работающие граждане; граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности) (пункт 20 Положения).
Порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы определен разделом II "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов.
Пунктом 24 Правил установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Из пункта 26 Правил, следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Судом установлено, что Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Мастеров В.А. с составом семьи один человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма на общих основаниях и как выехавших из района Крайнего Севера. Как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера, Мастеров В.А. включен в список граждан, изъявивших получить государственные жилищные сертификаты в 2014 году под №, что подтверждается материалами дела.
С ДД.ММ.ГГГГ. истец, как выехавший из районов Крайнего Севера, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы; с составом семьи 1 человек включен в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2014 году от городского округа Тольятти, за № (категория «пенсионеры»).
Согласно пункту 24 Правил, орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из представленного отзыва представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, следует, что список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно: в первую очередь - граждане, признанные инвалидами I и II групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь - пенсионеры; в третью очередь - граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь - работающие граждане.
В сводном списке граждан по категории, указанной в подпункте «з» пункта 5 Правил, изъявивших желание получить ГЖС на 2015 год по Самарской области, сформированном с учетом списка, представленного мэрией г.о.Тольятти, истец значится под №.
Всего в списке изъявивших желание получить ГЖС в 2015 году значится 94 гражданина по категории, указанной в подпункте «з» пункта 5 Правил. Приложением 30 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЭ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Самарской области на 2015 год распределено <данные изъяты>,8 тыс. руб. бюджетных ассигнований на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, указанными в подпункте «з» пункта 5 Правил. Внеочередное предоставление сертификатов Правилами не предусмотрено.
В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы-«Жилшце» на 2011-2015 годы, согласно общеобластным спискам, за 2006 - 2012 годы выделено 3 жилищных сертификата (2008г.- один сертификат на состав семьи 1 человек; 2011г. — один сертификат на состав семьи 1 человек; 2012г. - один сертификат на состав семьи 2 человека) - гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, состоящим на учете в городском округе Тольятти. В 2013-2014гг. жилищные сертификаты данной категории очередников городского округа Тольятти не выделялись.
Сроки выделения жилищного сертификата зависят от выделения федеральных средств для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы и распределения Государственным заказчиком подпрограммы (Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации) государственных жилищных сертификатов РФ.
Таким образом, государственный жилищный сертификат будет выдан истцу в порядке очередности, по мере поступления бланков государственных жилищных сертификатов в Самарскую область.
Обеспечение истца государственным жилищным сертификатом во внеочередном порядке поставит в худшее положение других граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, включенных в список ранее. Тем самым будет установлено необоснованное различие в реализации права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) отдельными лицами из данной категории в зависимости от факта подачи ими искового заявления об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения. Это приведет к дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Право истца на получение государственного жилищного сертификата никто не оспаривает, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи 1 человек, на общих основаниях и как выехавший из района Крайнего Севера. Очередность предоставления жилищных субсидий зависит от даты подачи заявления о постановке на учет и государственный жилищный сертификат будет предоставлен в порядке очередности в соответствии с предусмотренными нормативными актами.
При указанных обстоятельствах суд правомерно в удовлетворении исковых требований Мастерова В.А. к мэрии г.о. Тольятти, Правительству Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении жилищного сертификата, отказал.
В апелляционной жалобе Мастеров В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором было бы точно указано: «Распределение объема финансирования бюджетных средств производится пропорционально количеству граждан – участников программы, кроме граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - точно так, как написано в п. 28 Правил.
Однако, положение о том, что остаток объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов РФ, распределяется пропорционально общему количеству граждан – участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, без учета граждан – участников подпрограммы, учтенных на первом этапе, в соответствии с пунктом 28 Правил не распространяется на граждан, указанных в подпункте «з» пункта 5 Правил. Кроме того, указанное распределение осуществляется не органом исполнительной власти субъекта РФ, а государственным заказчиком подпрограммы.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 03 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мастерова В.А. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: