Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес изъят>
ДД.ММ.ГГГГ Дело <номер изъят>
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Яралиева Т.М., при секретаре судебного заседания Касумовой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> в <адрес изъят> к ООО «Экологи-ка» об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> в <адрес изъят> обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Экологи-ка» о признании бездействия ответчика, выразившегося в не своевременном (не регулярном) вывозе твердых коммунальных отходов незаконным, и обязании ответчика организовать регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с территории <адрес изъят> Республики Дагестан в соответствии с требованиями п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
В обоснование своих требований представитель истца - начальник ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> в <адрес изъят> Мятов Н.Г. ссылается на то, что по обращению гражданина ФИО1, из-за отсутствия регулярного вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) по <адрес изъят> в <адрес изъят>, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес изъят> в <адрес изъят> 19.06.2020г. проведен осмотр указанного места. Вывозом ТКО с территории <адрес изъят> занимается ООО «Экологи-ка» - региональный оператор по обращению с ТКО Республики Дагестан Южный МЭКО. При проведении осмотра начальник TO Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес изъят> в присутствии главы администрации МО «сельсовет Уркарахский» и представителя ООО «Экологи-ка» выявил нарушения санитарного законодательства, по результатам которого составлен протокол осмотра территории. По <адрес изъят>, возле здания Дахадаевских электросетей имеется площадка для временного складирования твердых коммунальных отходов. Площадка имеет твердую основу, железное листовое ограждение со стороны улицы и каменная стена забора со стороны. Площадка оборудована пятью контейнерами для хранения ТКО. Имеется постановление главы МО "<адрес изъят>" о выделении земельного участка под площадку для временного хранения ТКО, кадастровый номер. Данная организации, со слов заявителя, около месяца не вывозит твердые коммунальные отходы с контейнерной площадки на <адрес изъят>, также нарушается график вывоза ТКО бестарным методом. Указанное является нарушением СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (с изменениями и дополнениями), ФЗ-89 «Об охране окружающей среды». Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями». В соответствии с Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 51 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. С учетом изложенного, просит суд признать бездействие ООО «Экологи-ка» - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Дагестан Южный МЭКО, выразившееся в несвоевременном (нерегулярном) вывозе твердых коммунальных отходов незаконным и обязать ответчика организовать регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с территории сел. <адрес изъят> Республики Дагестан в соответствии с требованиями п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Представитель ответчика - ООО «Экологи-ка», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведения о причинах неявки не представил, ходатайство об отложении судебного разбирательства дела не заявил, а потому суд принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив и исследовав материалы дела, изучив доводы истца, суд считает исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> в <адрес изъят> подлежащим удовлетворению.
Так, из материалов дела следует, в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> в <адрес изъят> поступило обращение гражданина ФИО1 из-за отсутствия регулярного вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на <адрес изъят> в <адрес изъят>. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес изъят> в <адрес изъят> 19.06.2020г. был произведен осмотр указанного места и установлено, что вывозом ТКО с территории <адрес изъят> занимается ООО «Экологи-ка» - региональный оператор по обращению с ТКО Республики Дагестан Южный МЭКО, при этом с его стороны имеются нарушения санитарного законодательства, по результатам которого составлен протокол осмотра территории. Проверкой установлено, что на <адрес изъят> в <адрес изъят>, возле здания Дахадаевских электросетей, имеется площадка для временного складирования твердых коммунальных отходов. Площадка имеет твердую основу, железное листовое ограждение со стороны улицы и каменная стена забора со другой стороны. Площадка оборудована пятью контейнерами для хранения ТКО. Однако, несмотря на это, ответчик своевременно не вывозит твердые коммунальные отходы с контейнерной площадки и нарушает график вывоза ТКО бестарным методом.
Изложенные обстоятельства подтверждается представленными истцом и исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе протоколом осмотра территории от 19 июня 2020 года и приложенными к нему фотоснимками, представлением № 007 от 23 июня 2020 года, другими материалами дела.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест - СанПиН 42-128-4690-88 предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Проанализировав приведенные правовые нормы применительно к установленным обстоятельствам дела, суд считает, что ООО «Экологи-ка» не принимаются надлежащие меры по устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания на <адрес изъят> в <адрес изъят>, в том числе не осуществляется регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с территории сел. Уркарах в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Непринятие ООО «Экологи-ка» действенных мер по вывозу твердых коммунальных отходов противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" права каждого на благоприятную окружающую вреду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
При изложенных обстоятельствах исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> в <адрес изъят> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> в <адрес изъят> удовлетворить.
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Экологи-ка», выразившееся в несвоевременном (нерегулярном) вывозе твердых коммунальных отходов незаконным и обязать ответчика организовать регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с территории сел. <адрес изъят> Республики Дагестан в соответствии с требованиями п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ Т.М.ЯРАЛИЕВ