Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-674/2024 ~ М-380/2024 от 19.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

г. Чапаевск Самарской области                               15 мая 2024 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Законова М.Н.,

при помощнике судьи Сергеевой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-674/2024 по исковому заявлению прокурора г.о. Чапаевск к Тимофееву ФИО8 о взыскании денежных средств, полученных при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.о. Чапаевск обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В обоснование иска указано, что 22.11.2022 ответчик Тимофеев А.В. обратился с заявлением об оказании ему социальной помощи в виде денежных выплат по социальному контракту, представила бизнес-план предпринимательского проекта «Деятельность в области фотографии» с обоснованием стоимости проекта в 272 478 рублей. 23.11.2022 проведено комиссионное обследование по месту жительства ответчика по адресу: <Адрес обезличен>31, с целью проверки помещения на условия размещения мастерской. Протоколом № 172 от 23.11.2022 заседания комиссии по определению суммы денежных выплат по социальному контракту Тимофееву А.В. было постановлено о предоставлении денежной выплаты по социальному контракту в размере 272 748 рублей. До заключения социального контракта с ответчиком, специалистом, ответственным за осуществление контроля за реализацией программы социальной адаптации, проговаривались условия выполнения программы, в том числе было определено место осуществления предпринимательской деятельности и хранения оборудования. При разработке программы, а также во время подписания социального контракта ответчик со всеми условиями был согласен, никаких опасений о каких-либо трудностях, которые могут возникнуть во время действия социального контракта и реализации намеченных задач по увеличению малоимущей семьей дополнительного дохода, не озвучивалось. Согласно программе социальной адаптации, средства денежной выплаты по социальному контракту от 01.12.2022 должны использоваться на мероприятия в установленные программой сроки, а именно: закупка и установка оборудования: декабрь 2022 года - январь 2023 года; регистрация в качестве самозанятого: декабрь 2022 года; формирование клиентской базы, осуществление предпринимательской деятельности: январь - ноябрь 2023 года; ежемесячный отчет о выполнении мероприятий: январь - ноябрь 2023 года. В соответствии с планом мероприятий, установленных социальным контрактом, ответчик должен был приобрести оборудование: зеркальный фотоаппарат, объектив, ноутбук. 01.12.2022 между ответчиком Тимофеевым А.В. и министерством социально- демографической и семейной политики Самарской области (далее — Министерство) был заключен социальный контракт по направлению «предпринимательская деятельность», в соответствии с которым ответчику Тимофееву А.В. оказана социальная помощь в виде денежной выплаты в размере 272 478 рублей на оказание услуг в сфере фото- и видеосъемки. Срок действия контракта с 01.12.2022 по 30.11.2023. Согласно Актам проверки от 15.05.2023, 26.06.2023, 28.11.2023, 06.12.2023 установлено, что Тимофеев А.В. условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации не выполнил без уважительных причин. Согласно акту от 30.11.2023 о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по социальному контракту от 01.12.2022 установлено, что мероприятия программы социальной адаптации не реализованы. В период действия социального контракта с 01.12.2022 по 30.11.2023, мероприятия программы социальной адаптации не выполнены: оборудование не закуплено; заявитель в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) не зарегистрирован; клиентская база не сформирована; ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий не предоставлены. По информации, полученной по запросу «Предоставление сведений о доходах физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход» в порядке межведомственного взаимодействия от 23.11.2023 известно, что Тимофеев А.В. налог на профессиональный доход за период 2023 года не оплачивал, следовательно, предпринимательскую деятельность не осуществлял. В адрес Тимофеева А.В. направлено письмо от 08.12.2023 № 2464/1 с предложением представить документы, подтверждающие освоение мероприятий программы социальной адаптации от 28.11.2022. Министерством принято решение от 15.01.2024 о расторжении социального контракта с Тимофеевым А.В. и возврате денежных средств в размере 272 478 рублей в областной бюджет в срок до 15.05.2024, на основании невыполнения получателем социальной помощи условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин (распоряжение министра социально-демографической и семейной политики Самарской области от 15.01.2024 № 8-р «О возврате в доход областного бюджета денежных выплат по социальному контракту»), уведомление о принятом решении № 19/7 от 15.01.2024 направлено ответчику Тимофееву А.В. До настоящего времени ответчик решение Министерства о возврате денежных средств по социальному контракту игнорирует, денежные средства ответчиком не возвращены. На основании изложенного прокурор просил суд взыскать с ответчика Тимофеева А.В. в пользу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области денежные средства в размере 272 478 рублей, выделенные по социальному контракту от 01.12.2022 на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социального адаптации.

В судебном заседании прокурор – Прудников А.Н., исковое заявление поддержал и просил исковые требования удовлетворить.

Ответчик Тимофеев А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в деле имеется заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования признает в полном объеме.

Представитель третьего лица ГКУ СО «ГУСЗН Юго-Западного округа» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в деле имеется отзыв на иск.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, возражений не поступало.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о месте и времени судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.199 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ) социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Целями социального контракта в соответствии со статьей 3 Закона № 178-ФЗ, среди прочего, являются - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения.

На территории Самарской области на основании Закона Самарской области от 06.05.2000 № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» (далее - Закон № 16-ГД) предусмотрена государственная социальная помощь малоимущим семьям в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту (далее - социальный контракт).

Согласно ст. 6 Закона 16-ГД социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Данный контракт заключается по месту жительства или месту пребывания заявителя, в соответствии с которым уполномоченный орган оказывает государственную социальную помощь малоимущему гражданину (его семье), а гражданин в свою очередь реализовывает мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Полномочия по заключению социального контракта от комплексных центров социального обслуживания населения (далее - КЦСОН) переданы органам социальной защиты населения Самарской области от 06.07.2023 № 50-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» (далее - Закон № 50-ГД), вступившим в законную силу с 18.07.2023.

Решение о назначении (отказе в назначении) социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту принимается уполномоченным органом (министерством) на основании заключения межведомственной комиссии, образованной при уполномоченном органе из представителей органов службы занятости населения, органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций (далее - межведомственная комиссия).

Программа социальной адаптации (далее - программа) - разработанные уполномоченным органом совместно с гражданином мероприятия, направленные на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, включающая в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

К таким мероприятиям, в частности, относится - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 2.2. административного регламента «Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденного приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 06.09.2021 № 475 (далее – Административный регламент) представление государственной услуги осуществляется:

- государственными учреждениями (до 18.07.2023 - центрами социального обслуживания населения, с 18.07.2023 - управлениями социальной защиты) в части приема документов лиц, обратившихся за предоставлением социальной помощи, проведения проверки представленных заявителем сведений, участия в сопровождении социального контракта, контроле за выполнением программы социальной адаптации и целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, а также участия в ежемесячном мониторинге условий жизни (уровня доходов) получателя государственной социальной помощи (семьи получателя), уведомления заявителя о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной социальной помощи на основании социального контракта;

- территориальными отделами - в части разработки программы социальной адаптации, принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения (расторжения) социального контракта, уведомления получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта о расторжении социального контракта и (или) возврате в областной бюджет денежной платы по социальному контракту, заключения об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта и (или) внесении изменений в содержание мероприятии программы социальной адаптации;

- министерством - в части организации выплаты денежной выплаты по социальному контракту, контроля деятельности территориальных отделов и государственных учреждений по предоставлению государственной услуги.

Судом установлено, что 22.11.2022 ответчик Тимофеев А.В. обратился с заявлением об оказании ему социальной помощи в виде денежных выплат по социальному контракту, представил бизнес-план предпринимательского проекта «Деятельность в области фотографии» с обоснованием стоимости проекта в 272 478 рублей.

23.11.2022 проведено комиссионное обследование по месту жительства ответчика по адресу: <Адрес обезличен>31, с целью проверки помещения на условия размещения мастерской.

Протоколом № 172 от 23.11.2022 заседания комиссии по определению суммы денежных выплат по социальному контракту Тимофееву А.В. было постановлено о предоставлении денежной выплаты по социальному контракту в размере 272 748 рублей.

Согласно программе социальной адаптации, средства денежной выплаты по социальному контракту от 01.12.2022 должны использоваться на мероприятия в установленные программой сроки, а именно: закупка и установка оборудования: декабрь 2022 года - январь 2023 года; регистрация в качестве самозанятого: декабрь 2022 года; формирование клиентской базы, осуществление предпринимательской деятельности: январь - ноябрь 2023 года; ежемесячный отчет о выполнении мероприятий: январь - ноябрь 2023 года.

В соответствии с планом мероприятий, установленных социальным контрактом, ответчик должен был приобрести оборудование: зеркальный фотоаппарат, объектив, ноутбук.

01.12.2022 между ответчиком Тимофеевым А.В. и министерством социально - демографической и семейной политики Самарской области (далее — Министерство) был заключен социальный контракт по направлению «предпринимательская деятельность», в соответствии с которым ответчику Тимофееву А.В. оказана социальная помощь в виде денежной выплаты в размере 272 478 рублей на оказание услуг в сфере фото- и видеосъемки. Срок действия контракта с 01.12.2022 по 30.11.2023.

Согласно пункту 3.1. Социального контракта, получатель социальной выплаты обязан ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в министерство документы, подтверждающие факт выполнения мероприятия Программы социальной адаптации (чеки, счета, квитанции, договоры и другие документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации).

Согласно пунктам 2.5. и 2.6. Порядка назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат по социальному контракту, утвержденного приказом министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от 31.01.2006 № 7 «Об оказании социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Самарской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2024) специалистами государственного учреждения осуществляется сопровождение социального контракта и контроль за выполнением получателем социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.

Согласно Актам проверки от 15.05.2023, 26.06.2023, 28.11.2023, 06.12.2023 установлено, что Тимофеев А.В. условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации не выполнил без уважительных причин.

Согласно акту от 30.11.2023 о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по социальному контракту от 01.12.2022 установлено, что мероприятия программы социальной адаптации не реализованы.

В период действия социального контракта с 01.12.2022 по 30.11.2023, мероприятия программы социальной адаптации не выполнены: оборудование не закуплено; заявитель в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) не зарегистрирован; клиентская база не сформирована; ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий не предоставлены.

По информации, полученной по запросу «Предоставление сведений о доходах физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход» в порядке межведомственного взаимодействия от 23.11.2023, Тимофеев А.В. налог на профессиональный доход за период 2023 года не оплачивал, следовательно, предпринимательскую деятельность не осуществлял.

08.12.2023 за № 2464/1 в адрес Тимофеева А.В. направлено письмо с предложением представить документы, подтверждающие освоение мероприятий программы социальной адаптации.

15.01.2024 Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области принято решение о расторжении социального контракта с Тимофеевым А.В. и возврате денежных средств в размере 272 478 рублей в областной бюджет в срок до 15.05.2024, на основании невыполнения получателем социальной помощи условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин (распоряжение министра социально-демографической и семейной политики Самарской области от 15.01.2024 № 8-р «О возврате в доход областного бюджета денежных выплат по социальному контракту»).

Уведомление о принятом решении № 19/7 от 15.01.2024 направлено ответчику Тимофееву А.В. До настоящего времени ответчик Тимофеев А.В. решение Министерства о возврате денежных средств по социальному контракту игнорирует, денежные средства ответчиком не возвращены.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 7 Социального контракта от 01.12.2022. определено, что все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении социального контракта, разрешаются Сторонами путем переговоров. При невозможности урегулирования споров путем переговоров споры решаются в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что 15.01.2024 было принято решение о прекращении действия контракта досрочно по причине неисполнения ответчиком Тимофеевым А.В. обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными.

Судом установлено, что ответчик Тимофеев А.В. не предоставил подтверждающих документов на приобретение основных средств, товарно-материальных запасов, указанных в бизнес-плане, оборудование не закуплено, заявитель в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) не зарегистрирован, клиентская база не сформирована, ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий не предоставлены, тем самым не выполнил условия социального контракта.

По материалу проверки КУСП № 203 от 09.01.2024 по факту противоправных действий при выполнении условий по социальному контракту, постановлением от 08.02.2024 о/у ОЭБ и ПК О МВД России по г. Чапаевску было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Тимофеева А.В. в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Согласно п. 2 Приказа министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от 31.01.2006 N 7 (ред. от 29.12.2023) "Об оказании социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Самарской области" (далее - Приказа), министерство принимает решение о прекращении социальной помощи на основании социального контракта в следующих случаях: и) неисполнение мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, получателем социальной помощи на основании социального контракта по причинам, не являющимся уважительными; л) непредставление получателем социальной помощи документов, подтверждающих выполнение программы социальной адаптации в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин.

В случае невыполнения получателем социальной помощи, заключившим социальный контракт, мероприятий программы социальной адаптации либо непредставления им документов, подтверждающих невыполнение программы социальной адаптации по уважительным причинам, министерство выносит на заседание межведомственной комиссии, рассматривающей вопросы оказания социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия), созданной при территориальном отделе министерства, предложение: о продлении срока действия социального контракта; о досрочном прекращении социального контракта (пункт 7 Приказа).

Министерство в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении оказания социальной помощи на основании социального контракта направляет получателю социальной помощи соответствующее уведомление заказным письмом; если решение о прекращении оказания социальной помощи на основании социального контракта принято по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" - "л" пункта 2 настоящего Порядка, в уведомлении получателю социальной помощи указывается на необходимость возврата суммы выплаченной социальной помощи, размер подлежащей возврату социальной помощи и банковские реквизиты. В случае отказа заявителя от возврата денежных средств задолженность взыскивается с получателя социальной помощи в судебном порядке (пункт 11 Приказа).

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Самарской области от 06.05.2000 № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области», Порядком назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат по социальному контракту, утвержденного приказом министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от 31.01.2006 № 7 «Об оказании социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Самарской области», положениями статьи 1102 ГК РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ответчика Трифонова А.В. денежных средства в размере 272 478 рублей, выделенных по социальному контракту от 01.12.2022 на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социального адаптации.

При этом суд исходил из того, что обстоятельств, свидетельствующих о добросовестном поведении ответчика при заключении социального контракта и получении социальной помощи не установлено и представленными доказательствами не подтверждено.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В силу ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно статье 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В данном случае суд принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора г.о. Чапаевск о взыскании денежных средств, полученных при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г.о. Чапаевск к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, уроженца <Адрес обезличен> (паспорт серии <Номер обезличен> <Номер обезличен>, выдан <Дата обезличена> Отделом УФМС ФИО2 по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>, код подразделения 630-044) в пользу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ИНН 6316176298) денежные средства в размере 272 478 (двести семьдесят две тысячи четыреста семьдесят восемь) рублей, выделенные по социальному контракту от 01.12.2022 на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

Судья

Чапаевского городского суда                               М.Н. Законов

                                                                                                                                                       Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2024 года.

Подлинник документа находитсяв материалах гражданского дела № 2-674/2024, УИД 63RS0033-01-2024-000698-47

2-674/2024 ~ М-380/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Чапаевска
Ответчики
Тимофеев Андрей Владимирович
Другие
Министерство социально-демографической и Семейной политики Самарской области
ГКУ СО ГУСЗН Юго-Западного округа
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Законов Михаил Николаевич
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
19.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2024Передача материалов судье
26.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024Дело оформлено
22.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее