УИД: 45RS0004-01-2023-000495-08
Дело № 2-451/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Далматово Курганской области 22 августа 2023 г.
Далматовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Карелина А.В.,
участием представителя истца - помощника прокурора Далматовского района Курганской области Изкеновой А.Д.,
при секретаре судебного заседания Косинцевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению «Далматовская центральная районная больница» о возложении обязанности,
Установил:
Прокурор Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми заявлениями к государственному бюджетному учреждению «Далматовская центральная районная больница» (далее – ГБУ «Далматовская ЦРБ») о возложении обязанности в срок до 01.01.2024 оборудовать фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в с. Уральцевское, с. Ясная Поляна, с. Параткуль, с. Песчано-Коледино, с. Смирново, с. Тамакульское, с. Затеченское, с. Ключевское, с. Красноисетское, с. Крутиха, с. Лебяжье, с. Мясниково, с. Нижний Яр, с. Вознесенское, с. Пески, с. Белоярка 1-я, с. Верхний Яр, д. Бараба, д. Беляковка, д. Сараткуль системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца. В обоснование исковых требований указал, что в ходе анализа состояния законности в сфере исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения в деятельности ГБУ «Далматовская ЦРБ» установлено, что ответчик осуществляет медицинскую деятельность в указанных фельдшерско-акушерских пунктах, которые являются объектом 4 категории опасности. В нарушение пп. «б» п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 объекты не оборудованы системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца. Указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционное право граждан, в том числе несовершеннолетних на охрану здоровья и обеспечения безопасности личности, а также создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Определением судьи Далматовского районного суда Курганской области от 07.08.2023 гражданские дела объединены в одно производство, к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета споры, привлечен Департамент здравоохранения Курганской области.
Прокурор Изкенова А.Д. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исках.
Представитель ответчика - ГБУ «Далматовская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. В суд представил письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями в части возложении обязанности по оборудованию фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения согласился. Вместе с тем полагал, что в срок до 01.01.2024 исполнить данную обязанность невозможно, т.к. объем средств областного бюджета на 2023 год для ГБУ «Далматовская ЦРБ» утвержден в 2022 году. Финансирование на оборудование фельдшерско-акушерских пунктов не предусмотрено. Просил в удовлетворении исковых требований данной части отказать.
Представитель третьего лица - Департамента здравоохранения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации провозглашено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях медицинских организаций должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
При этом медицинские учреждения и аптеки руководствуются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минздрава.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 4).
Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются (п. 2 Требований):
- Минздрав, ФМБА, Росздравнадзор, ФФОМС, подведомственные им организации;
- минздравы субъектов РФ и подведомственные им организации, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
- иные организации, которые занимаются медицинской и фармацевтической деятельностью и являются правообладателями объектов (территорий).
Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.
Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований). К объектам (территориям) четвертой категории относятся объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - менее 30 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в частности, следующие мероприятия:
- определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
- оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее месяца;
- поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);
- организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии, МВД по вопросам противодействия терроризму;
- разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
- обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
Из материалов гражданского дела следует, что ГБУ «Далматовская ЦРБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые для учета операций по исполнению доходов и расходов областного бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности и т.д. (пункт 1.5 Устава).
Предметом и целями деятельности ГБУ «Далматовская ЦРБ» являются: обеспечение прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь; оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе на дому, специализированной медицинской помощи, организация и проведение комплекса профилактических и противоэпидемиологических мероприятий; лечебно-профилактическая работа и оказание доврачебной помощи в образовательных учреждениях; проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности, повышение качества оказания медицинской помощи и т.д. (пункт 2.1 Устава).
Для достижения указанных целей ГБУ «Далматовская ЦРБ» осуществляет следующие основные виды деятельности: медицинскую, фармацевтическую, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, иные виды деятельности, направленные на достижение цели создания учреждения (пункт. 2.3 Устава).
Ответчик осуществляет свою деятельность в структурных подразделениях, находящихся, в том числе, по адресам: Курганская область, Далматовский район, с. Уральцевское (ул. Советская, 2), Курганская область, Далматовский район, с. Ясная Поляна (ул. Школьная, 11), Курганская область, Далматовский район, с. Параткуль (ул. Центральная, 34), Курганская область, Далматовский район, с. Песчано-Коледино (пер. Школьный, 2), Курганская область, Далматовский район, с. Смирново (ул. Смирнова, 37), Курганская область, Далматовский район, с. Тамакульское (ул. Советская, 2а), Курганская область, Далматовский район, с. Затеченское (ул. Ленина, 7), Курганская область, Далматовский район, с. Ключевское (ул. Советская, 40), Курганская область, Далматовский район, с. Красноисетское (ул. Советская, 34), Курганская область, Далматовский район, с. Крутиха (ул. Советская, 83), Курганская область, Далматовский район, с. Лебяжье (ул. Центральная, 19), Курганская область, Далматовский район, с. Мясниково (пер. Садовый, 1), Курганская область, Далматовский район, с. Нижний Яр (ул. Солнечная, 16), Курганская область, Далматовский район, с. Вознесенское (ул. Школьная, 4), Курганская область, Далматовский район, с. Пески (ул. Советская, 48), Курганская область, Далматовский район, д. Бараба (ул. Большая, 8), Курганская область, Далматовский район, д. Беляковка (ул. Молодежная, 17), Курганская область, Далматовский район, д. Сараткуль (ул. Луговая, 21), Курганская область, Далматовский район, с. Белоярка 1-я (ул. Нижняя, 7), Курганская область, Далматовский район, с. Верхний Яр (ул. Центральная, 41) (п. 2.6 Устава, выписка из реестра лицензий по состоянию на 10.01.2023).
В целях выполнения требований к антитеррористической безопасности объектов ответчиком разработаны и утверждены паспорта безопасности фельдшерско-акушерских пунктов ГБУ «Далматовская ЦРБ» в с. Уральцевское, с. Ясная Поляна, с. Параткуль, с. Песчано-Коледино, с. Смирново, с. Тамакульское, с. Затеченское, с. Ключевское, с. Красноисетское, с. Крутиха, с. Лебяжье, с. Мясниково, с. Нижний Яр, с. Вознесенское, с. Пески, с. Белоярка 1-я, с. Верхний Яр, д. Бараба, д. Беляковка, д. Сараткуль.
По результатам обследования состояния антитеррористической защищенности объекта указанным объектам здравоохранения присвоена 4 категория.
Здания указанных фельдшерско-акушерских пунктов стоят на балансе ГБУ «Далматовская ЦРБ» (оборотно-сальдовая ведомость, инвентарные карточки учета).
Прокурором Далматовского района Курганской области 18.05.2023 на имя и.о. главного врача ГБУ «Далматовская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе по факту отсутствия оборудования фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Во исполнение представления прокурора и.о. главного врача ГБУ «Далматовская ЦРБ» представлена информация от 20.06.2023, согласно которой фельдшерско-акушерские пункты не оборудованы системой видеонаблюдения в связи с отсутствием финансирования от Департамента здравоохранения Курганской области. Иных финансовых средств для разрешения указанных задач не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в собственности и в пользовании ответчика, возложена на ГБУ «Далматовская ЦРБ», однако мероприятия по антитеррористической защищенности фельдшерско-акушерских пунктов ответчиком не выполнены.
Допущенные нарушения законодательства о противодействии терроризму не обеспечивают антитеррористическую безопасность фельдшерско-акушерских пунктов ГБУ «Далматовская ЦРБ» и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Достижение цели обеспечения безопасности посетителей во время пребывания в организации, осуществляющей медицинскую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в медицинском учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Отсутствие финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности оборудовать фельдшерско-акушерские пункты в с. Уральцевское, с. Ясная Поляна, с. Параткуль, с. Песчано-Коледино, с. Смирново, с. Тамакульское, с. Затеченское, с. Ключевское, с. Красноисетское, с. Крутиха, с. Лебяжье, с. Мясниково, с. Нижний Яр, с. Вознесенское, с. Пески, с. Белоярка 1-я, с. Верхний Яр, д. Бараба, д. Беляковка, д. Сараткуль Далматовского района Курганской области системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленный прокурором срок (до 01.01.2024) является объективно недостаточным для исполнения обязанности по оборудованию фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения, учитывая объем работы, которую ответчику необходимо будет выполнить для исполнения решения суда, объективные обстоятельства суд считает необходимым установить срок исполнения – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ГБУ «Далматовская ЦРБ» подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению «Далматовская центральная районная больница» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение «Далматовская центральная районная больница» оборудовать фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в с. Уральцевское, с. Ясная Поляна, с. Параткуль, с. Песчано-Коледино, с. Смирново, с. Тамакульское, с. Затеченское, с. Ключевское, с. Красноисетское, с. Крутиха, с. Лебяжье, с. Мясниково, с. Нижний Яр, с. Вознесенское, с. Пески, с. Белоярка 1-я, с. Верхний Яр, д. Бараба, д. Беляковка, д. Сараткуль системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее одного месяца в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения «Далматовская центральная районная больница» (ОГРН 1024501455318) в доход бюджета муниципального образования Далматовский муниципальный округ государственную пошлину в размере 300 рублей.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2023 г.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, начиная с 23 августа 2023 г. путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья А.В. Карелин