Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 4А-83/2019 от 17.01.2019

№ 4а-83/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 февраля 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Д.Ю.В. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 октября 2018 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 21 декабря 2018года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр «Транспорт»,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 августа 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр «Транспорт» (далее – ООО «НПЦ «Транспорт», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 21 декабря 2018 года, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 августа 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Д.Ю.В. просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, вынести новое решение, которым постановление должностного лица оставить без изменений.

ООО «НПЦ «Транспорт», потерпевший Ш.А.И. уведомлены в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом жалобы в Оренбургский областной суд. Возражения в установленный срок не поступили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Основанием для привлечения ООО «НПЦ «Транспорт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, послужила проведенная на основании распоряжения руководителя административного органа от 23 августа 2018 года внеплановая выездная проверка в отношении ООО «НПЦ «Транспорт», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Донецкая, д. 2, офис 10, по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В ходе проверки было установлено, что в ООО «НПЦ «Транспорт» работнику общества Ш.А.И. не оформлен ни один оплачиваемый отпуск за период с 1 июля 2013 года по 3 мая 2018 года. При увольнении (3 мая 2018 года) Ш.А.И. не выплачена компенсация за все неиспользованные отпуска (ст.ст. 127, 140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)).

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о том, что должностным лицом допущены грубые нарушения обязательных требований, установленных к порядку проведения проверки, которые влекут недействительность ее результатов.

Судья областного суда согласился с выводами судьи районного суда.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При этом в силу п. 12 ч. 4 ст. 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Абзацем четвертым ч. 7 ст. 360 ТК РФ установлено, что обращения и заявления граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, являются основанием для проведения внеплановой проверки.

При этом внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

Как установлено в ходе производства по делу, внеплановая выездная проверка в отношении ООО «НПЦ «Транспорт» проведена на основании обращения работника общества Ш.А.И. о нарушении его трудовых прав, в котором указывалось, что ему не произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с 1 июля 2013 года по 3 мая 2018 года.

Положения ч. 8 ст. 360 ТК РФ допускают проведение внеплановой выездной проверки на основании такого обращения незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органом прокуратуры.

Согласно материалам дела заявление Ш.А.И. поступило в трудовую инспекцию 20 августа 2018 года, распоряжение о проведении проверки вынесено 23 августа 2018 года, проверка проведена в период с 27 по 29 августа 2018 года.

Из изложенного следует, что должностное лицо трудовой инспекции не воспользовалось правом проведения проверки незамедлительно в порядке, установленном ст. 360 ТК РФ, без согласования с органами прокуратуры. Следовательно, в рассматриваемом случае подлежали применению общие нормы, предусмотренные Законом № 294-ФЗ.

Однако из материалов дела не следует, что проведение проверки согласовывалось с органом прокуратуры в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 10 названного закона.

В силу подп. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований приведенной нормы в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица относится к грубым нарушениям установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Таким образом, результаты проведенной в отношении ООО «НПЦ «Транспорт» проверки получены с нарушением требований закона. Следовательно, акт проверки от 29 августа 2018 года и составленный на его основе протокол об административном правонарушении от 29 августа 2018 года неправомерно использованы в качестве доказательств виновности ООО «НПЦ «Транспорт» в совершении вмененного административного правонарушения. Обстоятельства, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не доказаны.

В жалобе должностное лицо ссылается на то, что внеплановая выездная проверка в отношении общества проведена на основании обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав, то есть на основании абз. 6 ч. 7 ст.360 ТК РФ. Данное основание, по мнению заявителя, не содержит какого-либо уточнения сути обращения работника, в том числе на возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников и причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан и на уведомление органов прокуратуры.

Основание проведения проверки определяется органом государственного контроля (надзора) самостоятельно исходя из характера поступившего обращения.

Из распоряжения от 23 августа 2018 года следует, что внеплановая выездная проверка в отношении общества назначена по основанию, предусмотренному абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (обращения работников о нарушении работодателем их трудовых прав), в качестве которого послужило обращение работника Ш.А.И. от 20 августа 2018 года.

Вместе с тем указанное в распоряжении правовое основание к проведению проверки не соответствует характеру обращения работника.

Обращение Ш.А.И. содержало данные, указывающие о фактах нарушений его трудовых прав, свидетельствующих о наличии признаков нарушений, в результате которых может возникнуть угроза причинения вреда здоровью гражданина (не предоставление оплачиваемого отпуска, не выплата компенсации за неиспользованный отпуск).

Исходя из характера обращения, судьями нижестоящих инстанций сделан правильный вывод о том, что фактически основанием для проведения внеплановой выездной проверки являлось основание, предусмотренное абзацем четвертым ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

Таким образом, доводы жалобы о неправильном применении судьями первой и второй инстанций норм материального и процессуального права при квалификации вменяемого ООО «НПЦ «Транспорт» деяния основаны на ошибочном толковании норм закона, сводятся к субъективной оценке заявителем жалобы установленных обстоятельств и не могут быть признаны обоснованными.

Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 октября 2018 года по административному исковому заявлению ООО «НПЦ «Транспорт» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, государственному инспектору труда Д.Ю.В. об отмене предписания не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.

Оснований для отмены решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 октября 2018 года и решения судьи Оренбургского областного суда от 21 декабря 2018года не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 октября 2018 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 21 декабря 2018года, вынесенные в отношении ООО «НПЦ «Транспорт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Д.Ю.В. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев

4А-83/2019

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "ТРАНСПОРТ"
Суд
Оренбургский областной суд
Статьи

ст. 5.27 ч.6 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее