61RS0021-01-2024-000234-88
Дело № 2-516/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бабиной С.А.,
с участием старшего помощника Сальского городского прокурора Хомковой К.Э.,
при секретаре Черненко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № 13 «Золотой ключик» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте,
У С Т А Н О В И Л:
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № 13 «Золотой ключик» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте, в соответствии с установленными требованиями указывая на то, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с приказом прокуратуры области от 09 августа 2021 № 144 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведена проверка исполнения МБДОУ № 13 «Золотой Ключик» г. Сальска законодательства в сфере охраны труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
В нарушение ст. 214 ТК РФ, а также ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ в МБДОУ № 13 «Золотой Ключик» г. Сальска в рамках установленного законом срока специальная оценка условий труда не проведена.
Как следует из объяснения МБДОУ № 13 «Золотой Ключик» г. Сальска, выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2024 год не запланированы.
На основании изложенного, истец просит обязать МБДОУ № 13 «Золотой Ключик» г. Сальска, Управление образования Сальского района провести специальную оценку условий труда на рабочем месте.
В судебном заседании старший помощник Сальского городского прокурора Хомкова К.Э. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков МБДОУ № 13 «Золотой ключик» г.Сальска, Управления образования Сальского района в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается распиской (л.д. 61), представитель МБДОУ № 13 «Золотой ключик» г.Сальска суду направил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 68). Суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика.
Представитель третьего лица Администрации Сальского района в судебное заседание не явился, ответчик извещался о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается копией разностной книги (л.д. 77-78), от третьего лица поступили возражения (л.д. 63-66), согласно которым просили в удовлетворении требований отказать, в случае удовлетворения установить срок для выполнения требований до 31 декабря 2025 года. Суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Статьей 21 ТК РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ст.214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом N426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
В силу ч. 4 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
Из материалов дела следует, что 30 января 2024 года Сальской городской прокуратурой проведена проверка исполнения МБДОУ №13 «Золотой ключик» г.Сальска законодательства в сфере охраны труда, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 214 ТК РФ, а также ч.4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ в МБДОУ №13 «Золотой ключик» г. Сальска в рамках установленного законом срока специальная оценка условий труда не проведена (л.д. 7).
Как следует из объяснения директора МБДОУ №13 «Золотой ключик» г.Сальска выполнить требования нет возможности из-за отсутствия финансирования, денежные средства на выполнение данных мероприятий на текущий 2024 год не запланированы (л.д. 8).
Из информационных писем, представленных в материалы дела следует, что МБДОУ №13 «Золотой ключик» г. Сальска проведена работа, в части сбора коммерческих предложений и исследования рыночных цен для заключения договоров (л.д. 48,49,51).
07 февраля 2024 года между ЧОУДПО «Учебный центр «Охрана труда и экология» и МБДОУ №13 «Золотой ключик» г. Сальска заключен договор № 207 по выполнению комплекса работ по проведению расчета рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности (л.д. 52-54).
07 февраля 2024 года между МБДОУ №13 «Золотой ключик» г. Сальска и ЧОУДПО «Учебный центр «Охрана труда и экология» и заключен договор № 206 на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда со сроком исполнения не позднее 30 июня 2024 года (л.д. 71-72).
Согласно справке МБУ «Расчетный центр образования Сальского района» от 19 февраля 2024 года № 95.52/53, в плане финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ №13 «Золотой ключик» г. Сальска на 2024 год предусмотрены средства на специальную оценку условий труда и уровней профессиональных рисков в сумме 61 500,00 руб. (л.д. 46-47).
В соответствии с п.1.6 Устава МБДОУ № «Золотой ключик» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Сальский район».
Функции и полномочия учредителя делегируются управлению образования Сальского района, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции учредителя: утверждение изменений и дополнений в Устав учреждения, новой редакции Устава и их регистрацию - осуществляет Администрация Сальского района; принятие решений о ликвидации, реорганизации, изменении типа учреждения – осуществляет Администрация Сальского района (л.д. 27-42).
В соответствии с п.1.8-1.11 Положения об управлении образования Сальского района в новой редакции, Учредителем и собственником имущества управления образования является муниципальной образование «Сальский район». Имущество закреплено за управлением образования на праве оперативного управления. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования «Сальский район» осуществляет Администрация Сальского района.
Управление образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования. Управлению образования подведомственны, в том числе дошкольные образовательные учреждения.
Таким образом, поскольку на Управление образования Сальского района возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства подведомственными муниципальными бюджетными учреждениями и требования по охране труда обязательны к исполнению, указанное бездействие нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиками не исполнена обязанность по реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, поэтому требования истца являются обоснованными.
Доказательств выполнения ответчиками требований истца в полном объеме на дату рассмотрения дела, не представлено.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, суд считает, что требования Сальского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в срок до 01 июля 2024 года, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению № 13 «Золотой ключик» г. Сальска, Управлению образования Сальского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Сальского района Ростовской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 13 «Золотой ключик» г. Сальска (ИНН 6153017605, ОГРН 1036153000663), Управление образования Сальского района Ростовской области (ИНН 6153006410, ОГРН 1036153000058) в срок до 01 июля 2024 года провести специальную оценку условий труда на рабочем месте.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Бабина
Решение в окончательной форме изготовлено 13 марта 2024 года.