Судья: Баймишев М.С. гр. дело № 33- 1222/2021
(номер дела суда первой инстанции 2-376/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
09 февраля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.
судей – Чирковой И.Н., Ереминой И.Н.
при секретаре – Моревой Н.П.
с участием прокурора Роговой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 28 октября 2020 года,
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтегорского районного суда Самарской области 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Баймишев М.С. гр. дело № 33- 1222/2021
(номер дела суда первой инстанции 2-376/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.
судей – Чирковой И.Н., Ереминой И.Н.
при секретаре – Моревой Н.П.
с участием прокурора Роговой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 28 октября 2020 года, которым постановлено:
«Иск Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставить Абрамову С.Е. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв. м.»,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой И.Н., возражения Абрамова С.Е. относительно доводов жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Абрамова С.Е. с иском к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда.
В обоснование требований указал, что Абрамов С.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Нефтегорский, но до настоящего времени жильем не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчика предоставить Абрамову С.Е. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв. м.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункта 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка – сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка – сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 года №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Судом первой инстанции установлено, что Абрамов С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отцовство в его отношении не установлено, мать - А.Е.П. лишена в его отношении родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Абрамов С.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Нефтегорский.
Как следует из материалов дела, в настоящее время Абрамову С.Е. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> признанную непригодной для проживания, где он зарегистрирован по месту жительства, другого жилья не имеет, фактически проживает по адресу: <адрес>
Учитывая данные обстоятельства и, руководствуясь положениями Конституции РФ, ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.2, 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку ст.2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Согласно ст.4 данного закона, органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению №2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению №3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению №4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Соответственно, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области имеет возможность заложить в бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.
Кроме того, согласно ст.2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст.9 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы в целом свидетельствуют о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц. Однако не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением Абрамова С.Е., относящегося к лицам, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обусловлено достижением совершеннолетия.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтегорского районного суда Самарской области 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: