Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Седельниково Омской области 28 августа 2019 года
Седельниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Рубцовой Т.И.
при секретаре Плехановой О.С.,
с участием помощника прокурора Седельниковского района Омской области Яковлева А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-130/2019 по иску Шайтуровой О.П. в интересах несовершеннолетних Ш. С.В. и Ш. Т.В. к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда,
установил:
Шайтурова О.П. в лице представителя по доверенности Мукушева М.Ш. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетних Ш. С.В. и Ш. Т.В. к Российскому Союзу Автостраховщиков (далее – РСА) о взыскании компенсационной выплаты в размере 135000 рублей, неустойки за несоблюдение срока осуществления компенсационной выплаты за период с 14.03.2019 г. по день предъявления иска в суд в размере 135000 рублей, штрафа и компенсации морального вреда в пользу истца и несовершеннолетних в размере 100000 рублей. В обоснование исковых требований указано, что 10.11.2013 г. Г. М.Н., управляя автомобилем <данные изъяты> р/з № допустил наезд на пешехода Ш. В.О., который в результате этого погиб. Ш. В.О. приходился отцом несовершеннолетним Ш. С.В. и Ш. Т.В.. Автогражданская ответственность владельца автомобиля <данные изъяты> не была застрахована. Этот факт признан РСА, что подтверждается платежным поручением №036053 от 19.12.2018 г., которым РСА перечислил матери погибшего Ш. В.П. компенсационную выплату в размере 160000 рублей. В феврале 2019 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсационной выплате в пользу несовершеннолетних детей Ш. В.О., которая произведена не была, затем направила претензию. До настоящего времени выплата не произведена, в связи чем просит взыскать с ответчика неустойку и штраф. Считает, что действиями ответчика также причинен моральный вред.
В судебном заседании Шайтурова О.П. исковые требования поддержала, уточнив их в части взыскания компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетних по 40000 рублей, в её пользу – 20000 рублей. При этом пояснила, что её представитель Мукушев М.Ш. ознакомил её с теми документами, которые ему прислал РСА, только перед тем, как она пришла на беседу в суд. С февраля по апрель 2019 г. он не ставил её в известность о том, какой ответ получен из РСА. Почему в иске он ссылается на отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТП, Мукушев М.Ш. ей ничего не пояснил. Какими действиями ответчика был причинен моральный вред, она затрудняется ответить. В настоящее время Мукушев М.Ш. ей сообщил, что будет обращаться в «Росгосстрах».
Представитель истца по доверенности Мукушев М.Ш. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Первушевская А.С., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление просила в исковых требованиях отказать, указав, что РСА осуществляет компенсационные выплаты в установленных законом случаях. Согласно сведениям, представленным страховой компанией ПАО СК «Росгосстрах» (до 14.04.2016г. – ПАО «Росгосстрах», до 31.12.2015 г. – ООО «Росгосстрах») гражданская ответственность виновника ДТП Г. М.Н. застрахована по полису ОСАГО №, срок страхования с 23.03.2013 г. по 22.03.2014 г. РСА не осуществляет компенсационные выплаты по обязательствам действующих страховых компаний, в связи с чем истцу необходимо обратиться за получением страховой выплаты непосредственно в ПАО СК «Росгосстрах». Кроме того, выражает несогласие с требованиями о взыскании с РСА неустойки, т.к. решение об отказе направлено истцу в установленный срок, морального вреда и штрафа на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» (л.д.35-42).
Представитель третьего лица без самостоятельных требований ПАО Страховая компания «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав истца, заключение прокурора Яковлева А.Д., полагавшего в исковых требованиях отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приговором Седельниковского районного суда Омской области от 04.07.2014 г. Г. М.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.264 УК РФ. Как следует из приговора, 10.11.2013 г. в период времени с 00 часов до 00 час. 52 мин. Г. М.Н. после употребления спиртных напитков на принадлежащем ему технически исправном автомобиле <данные изъяты> р/з №, двигался по ул. Горького в направлении ул. Дорожная в с. Седельниково Омской области, не справился с управлением автомобилем, допустил его съезд на обочину, где совершил наезд на пешехода Ш. В.О.. В результате дорожно-транспортного происшествия Ш. В.О. были причинены телесные повреждения, повлекшие за собой его смерть (л.д. 52-66). Согласно свидетельству о смерти от 12.11.2013 г. Ш. В.О. умер ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 16).
Согласно свидетельствам о рождении Ш. В.О. приходился отцом Ш. С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Ш. Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 17, 18).
11.02.2019 г. представитель Шайтуровой О.П. по доверенности Мукушев М.Ш. обратился в РСА с заявлением об осуществлении компенсационной выплаты несовершеннолетним детям погибшего Ш. В.О. (л.д. 5-6). Заявление получено ответчиком 19.02.2019 г. (л.д. 8-9).
06.03.2019 г. РСА в адрес Мукушева М.Ш. направлено извещение об отказе в компенсационной выплате в связи с тем, что гражданская ответственность Г. М.Н. застрахована по полису ОСАГО, выданного ПАО СК «Росгосстрах», рекомендовано обратиться за получением страховой выплаты непосредственно в ПАО СК «Росгосстрах» (л.д. 86).
01.04.2019 г. Мукушевым М.Ш. в адрес РСА направлена претензия, в которой он, ссылаясь на ранее произведенную РСА компенсационную выплату матери погибшего Ш. В.П., выражает несогласие с отказом в компенсационной выплате в адрес Шайтуровой О.П. (л.д. 11-12, 13). На данную претензию ответчиком направлено письмо о возвращении представленных документов на основании ранее изложенной позиции (л.д.88).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Гражданская ответственность владельцев транспортных средств подлежит обязательному страхованию в силу ст. 935 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей основания возникновения обязанности страхования, в том числе и риска гражданской ответственности.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона об ОСАГО компенсационные выплаты - платежи, которые осуществляются в соответствии с Законом об ОСАГО в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со ст. 26.1 Закона об ОСАГО, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены.
В п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО установлено, что потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Из п. 6 ст. 12 Закона об ОСАГО следует, что в случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона об ОСАГО компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие:
а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности;
в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.
Согласно ст. 19 Закона об ОСАГО по требованиям потерпевших компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании учредительных документов в соответствии с Законом об ОСАГО.
Обращаясь с иском в суд, представитель истца Мукушев М.Ш. ссылается на то, что гражданская ответственность владельца автомобиля <данные изъяты> не была застрахована по договору ОСАГО, а также на то, что ранее РСА была осуществлена компенсационная выплата Ш. В.П.
Однако, данные доводы представителя истца не могут быть приняты судом во внимание, т.к. в судебном заседании установлено, что 23.03.2013 г. страхователем Г. М.Н., являющегося собственником транспортного средства <данные изъяты>, 2004 г.в., заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства с ООО «Росгосстрах», получен страховой полис №, срок действия договора по 22.03.2014 г. (л.д. 78-82). Каких-либо иных доказательств стороной истца суду не представлено.
Таким образом, предусмотренное подп. «г» п. 1 ст. 18 Закона об ОСАГО основание для осуществления РСА компенсационной выплаты в пользу детей погибшего отсутствует, при этом как следует из отзыва ответчика и решения об аннуляции решения о компенсационной выплате от 05.08.2019 г. РСА аннулировано решение о компенсационной выплате Ш. В.П. с направлением в адрес ПАО СК «Росгосстрах» претензии о возврате данных денежных средств (л.д. 85).
Из пояснений истца Шайтуровой О.П. в судебном заседании следует, что к ПАО СК «Росгосстрах» с заявлением о выплате страхового возмещения она до настоящего времени не обращалась.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Шайтуровой О.П. к Российскому Союзу Автостраховщиков. При этом истец не лишена права на обращение к страховщику виновного лица в предусмотренном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░. ░ ░. ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░