Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-379/2021 ~ М-362/2021 от 29.07.2021

Дело год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2020 года <адрес>                     

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Кудиновой Э.А., при секретаре – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к ФИО2 о прекращении нарушений требований санитарного законодательства, Правил содержания сельскохозяйственных животных в населенном пункте,

установил:

ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о прекращении нарушений требований санитарного законодательства, Правил содержания сельскохозяйственных животных в населенном пункте.

Свои требования истец мотивировал тем, что в Управление Роспотребнадзора по РД поступило обращение от владелицы домостроения в <адрес> гражданки ФИО5 о сооружении на территории, непосредственно примыкающей к ее дому, коровника, где разводят крупный рогатый скот, о вони, которой разносится по всей округе, делая не возможным пребывание на месте и о принятии предусмотренных законом мер в отношении ФИО1 проживающей по адресу: <адрес>.

Ранее по тому же основанию гражданка ФИО5 обращалась в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>. По данному обращению и на основании поручения ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., 17.07.2020г. было проведено санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое обследование территории домовладения ФИО6 на предмет соблюдения санитарных требований к размеру санитарно-защитных зон сооружений, и выполнения требования к их организации и благоустройства при содержание домашних животных.

Согласно акта санитарно-гигиенического обследования ( от 17.07.2020г.) проведенного 17.07.2020г. пом.сан.врача фФБУЗ «ЦГ и Э в РД в <адрес>» ФИО7 и пом.сан.врача ОГ СГМ ФИО8 по адресу: <адрес> присутствии УУП ОМВД России по <адрес> ФИО11 я-заявителя гр. ФИО5 установлено: на частном подворье на границе межи в 7 метрах от домовладения соседей Подосинниковых построен кирпичный сарай из силикатного кирпича, высотой 2.1 метра, площадью - 200 кв.метров, где содержится КРС в количестве 5 голов и 5 телят, территория коровника находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, на территории (огород) складывается навоз, что создает зловонный запах по всей прилегающей местности, что не соответствует размерам санитарно-защитной зоны (не менее 50 метров).

По данным фактам на ФИО12 P.M. составлен протокол об административном правонарушении от 30.07.2020г. по ст.6.3 КоАП РФ и выдано предписание -ж-20 от 30.07.2020г. об устранении нарушений санитарного законодательства в срок до 30.09.2020г. Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования от 08.10.2020г. проведенного специалистом фФБУЗ «ЦГ и Э в РД в <адрес>» ФИО9 на предмет выполнения предписания -ж-20 от 30.07.2020г. установлено, что ни один пункт предписания гр. ФИО12 P.M. не выполнен.

Размер СЗЗ для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ в порядке, установленном вышеназванными правилами (п. 2. 11 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).

Установление размеров СЗЗ проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемый в составе проекта (п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03). СЗЗ устанавливаются для действующих объектов I, II, III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами, что вызывает обоснованные жалобы населения.

Согласно Федеральному закону №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду-это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Нормы пунктов 1 и 2 статьи 4 и статьи 6 Федерального закона от 07.06.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», развивающее выше указанные конституционные положения и основные принципы земельного Законодательства, содержат прямое указание на необходимость соблюдение при производстве сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах нормативных ограничений и требований, учитывающих особенности правового режима этих земель, их особое предназначение для проживания граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Согласно ст. ст. 10, ч.З ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строго исполнять требования санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие «государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека.

Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении гражданкой ФИО2 законных интересов неопределенного круга потребителей, так как не проводятся мероприятия по обеспечению охраны здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просит обязать ФИО2: - обеспечить соблюдение санитарно-защитные зоны хозяйства для содержания КРС на расстоянии 50 метров от домовладения гр. Подосинниковой A.M. в соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, -ежедневно очищать территорию от навоза, -соблюдать при содержании животных в черте населенного пункта нормативные ограничения и требования, установленные для предназначения земель в населенном пункте для проживания граждан.

Представитель истца - ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явился, направив заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Ответчик ФИО1, своевременно и надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась направив в суд заявление в котором ответчик признает исковые требования и просит удовлетворить.

В соответствии ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Суд принимает признание ответчиком искового заявления, если это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.

Изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Каких либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по <адрес> на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим и физическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Судом исследованы:

-акт санитарно-гигиенического и эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО1 осуществляет деятельность по ведению личного подсобного хозяйства с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что является нарушением требований федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. ст. 10, 12, ч. 3 ст. 39, ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, пунктов 1 и 2 ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», п. 1.5 раздела ДД.ММ.ГГГГ СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03. ФИО1 необходимо разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны и направить его для утверждения в уполномоченный орган;

- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ст. 6.3 КоАП РФ;

- предписание от ДД.ММ.ГГГГ -ж-20, из которого следует, что ФИО1 предложено: обеспечить соблюдение санитарно-защитной зоны хозяйства для содержания КРС на расстоянии 20 метров от домовладения ФИО5 в соответствии с п. 1.5 раздела ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03; ежедневно очищать территорию от навоза; соблюдать при содержании животных в черте населенного пункта нормативные ограничения и требования, установленные для предназначения земель в населенном пункте для проживания граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В случае невыполнения указанного предписания предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.;

-акт санитарно-гигиенического и эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО1 не выполнила ни один пункт предписания -ж-20 от ДД.ММ.ГГГГ по соблюдению санитарных требований к размеру санитарно-защитных зон сооружений и выполнения требований к их организации и благоустройству при содержании домашних животных.

Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятие, расположенное в населенном месте, от ближайших жилых домов с целью ослабления воздействия на население шума промышленных выбросов и других неблагоприятных факторов. Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон регламентируется СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, (п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03). Согласно разделу ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, конюшни, зверофермы) до 50 голов относятся к 5 классу опасности и ориентировочный размер СЗЗ составляет 50 метров; хозяйства с содержанием животных до 100 голов относятся к 4-классу опасности и ориентировочный размер СЗЗ составляет 100 метров. Таким образом, класс опасности для конкретных объектов не устанавливается, он определен п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН м2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03.

Установление размеров СЗЗ проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемый в составе проекта (п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03). СЗЗ устанавливаются для действующих объектов I, II, Ш и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами, что вызывает обоснованные жалобы населения.

На карту сельского поселения санитарно-защитная зона не наносится, она отражается только в проекте. Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Нормы пунктов 1 и 2 статьи 4 и статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» развивающие вышеуказанные конституционные положения и основные принципы земельного Законодательства содержат прямое указание на необходимость соблюдение при производстве сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах нормативных ограничений и требований, учитывающих особенности правового режима этих земель, их особое предназначение для проживания граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Согласно ст. 10, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

По факту указанных нарушений в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен административный протокол по ст. 6.3 КоАП РФ и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ -ж-20 со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении соблюдения санитарно-защитной зоны хозяйства для содержания МРС, на расстоянии 20 метров от домовладения ФИО5 в соответствии п. 1.5 раздела ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, ежедневно очищать территорию от навоза, соблюдать при содержании животных в черте населенного пункта нормативные ограничения и требования, установленные для предназначения земель в населенном пункте для проживания граждан.

Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строго исполнять требования санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 нарушаются законные интересы неопределенного круга потребителей, так как не проводятся мероприятия по обеспечению охраны здоровья и благоприятной окружающей среды.

Исследовав и оценив доказательства в своей совокупности, суд приходит к выводу, что непринятие мер к устранению нарушений норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека и окружающей среде.

На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к ФИО3 о прекращении нарушений требований санитарного законодательства, Правил содержания сельскохозяйственных животных в населенном пункте являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь

ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к ФИО3 о прекращении нарушений требований санитарного законодательства, Правил содержания сельскохозяйственных животных в населенном пункте удовлетворить.

Обязать ФИО3 обеспечить соблюдение санитарно-защитной зоны хозяйства для содержания КРС на расстоянии 20 метров от домовладения ФИО5 в соответствии с п. 1.5 раздела ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03; ежедневно очищать территорию от навоза; соблюдать при содержании животных в черте населенного пункта нормативные ограничения и требования, установленные для предназначения земель в населенном пункте для проживания граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Тарумовский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения.

Судья

Тарумовского районного суда РД Э.А.Кудинова

2-379/2021 ~ М-362/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре
Ответчики
Амирова Рисалам Магомедгаджиевна
Суд
Тарумовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Кудинова Элеонора Анатольевна
Дело на странице суда
tarumovskiy--dag.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2021Передача материалов судье
29.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2021Подготовка дела (собеседование)
12.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее