Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-826/2023 ~ М-767/2023 от 26.06.2023

УИД № 57RS0027-01-2023-000963-92

Производство № 2-826/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2023 г. г. Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Щукина М.А.,

при секретаре судебного заседания Волобуевой Е.В.,

с участием представителя истца Антоновой С.В. – Цветковой Т.С.,

представителя ООО «УК «Зеленая Роща» Самохвалова А.В.,

представителя 3-его лица ООО «Орелжилэксплуатация» Антонова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Светланы Вячеславовны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Антонова С.В. обратилась в суд с иском к ООО «УК «Зеленая Роща» о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. ООО «УК «Зеленая роща» по результатам конкурсного отбора выбрано в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности. Истцом услуга «вывоз ТБО» оплачивается ежемесячно, задолженности перед ответчиком не имеется. по состоянию на 22.06.2023 года у первого, второго, третьего подъезда многоквартирного жилого дома № <адрес> скопился крупногабаритный мусор, который региональным оператором не вывозится. Контейнеры в местах погрузки в ожидании вывоза мусора могут находиться по несколько дней. Кроме того, региональным оператором нарушается график вывоза ТБ, предусмотренный п.15 СанПиН 2.1.3684-21, в соответствии с которым деятельность по сбору и транспортированию КГО ТКО (обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов). Так, вывоз мусора региональным оператором осуществляется с 04 часов 00 минут до 5 часов 30 минут. Указанные действия регионального оператора нарушают права истца как потребителя, поскольку во время вывоза мусора издаются громкие звуки от работы автомобиля, осуществляющего вывоз мусора, и грохот мусорных контейнеров. Помимо этого, при вывозе мусора региональный оператор не убирает мусор, оброненный в местах погрузки при его перемещении в автомобиль. По изложенным основаниям Антонова С.В. просит суд, с учетом уточнений, признать действия ООО «УК «Зеленая роща» по нарушению графика вывоза ТБО в многоквартирном жилом доме <адрес> незаконными, признать незаконным бездействие ООО «УК «Зеленая роща», выразившееся в не сборе оброненных (просыпавшихся) отходов при погрузке и перемещении ТКО в мусоровоз, обязать ООО «УК «Зеленая роща» осуществлять сбор в мусоровоз оброненных (просыпавшихся) ТКО при погрузке, признать незаконными действия ООО «УК «Зеленая роща», выразившиеся в сборе ТБО в многоквартирном жилом доме <адрес> автомобилем, не оборудованным системами, исключающими потери и протекание отходов, обязать ООО «УК «Зеленая роща» осуществлять сбор ТБО автомобилем, оборудованным системами, исключающими потери и протекание отходов, обязать ООО «УК «Зеленая роща» произвести перерасчет платы за услугу по вывозу ТБО с 01.01.2019 года по настоящее время, взыскать с ООО «УК «Зеленая роща» денежную компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей и штраф в размере 50% от присужденной суммы.

В судебное заседание истец Антонова С.В., надлежаще извещенная о времени и месте его проведения, не явилась, свои интересы доверила представлять Цветковой Т.С.

Представитель истца по доверенности Цветкова Т.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Самохвалов А.В. возражал против удовлетворения исковых требований. Представил письменные возражения на иск, в которых указал, что с целью обеспечение сбора и транспортирования ТКО на территории Северного района г.Орла ООО «УК «Зеленая роща» были заключены договоры с ЗАО «Чистый город», по условиям которых на ЗАО «Чистый город» возложена обязанность осуществлять сбор и транспортирование ТКО с территории Северного района г.Орла и прилегающих к нему территориях Орловского района с периодичностью, установленной нормами СанПиН 2.1.3684-21. Таким образом, ООО «УК «Зеленая роща», наделенное статусом регионального оператора по обращению с ТКО, исполнило требования законодательства, заключив договор на оказание услуг по транспортированию ТКО в Северном районе г.Орла с ЗАО «Чистый город». Согласно актам оказания услуг к договорам по транспортированию ТКО с мест накопления у населения за период с 2019 года по настоящее время услуги, оказанные ЗАО «Чистый город», были оказаны и приняты ООО «УК «Зеленая роща» в полном объеме в соответствии с условиями договора. С учетом изложенного, требования истца об обязании осуществлять сбор и погрузку в мусоровоз оброненных ТКО при погрузке, осуществлять сбор ТБО автомобилем, оборудованным системами, исключающими потери отходов, проводить обработку транспорта, осуществляющего вывоз ТБО, не реже одного раза в 10 дней, удовлетворению не подлежат. Кроме того имеющиеся в ООО «УК «Зеленая роща» автомобили для сбора мусора не принадлежат организации, а находятся у нее в аренде, в связи с чем осуществить какое-либо переоборудование транспорта не представляется возможным. Так же не подлежит удовлетворению требование истца об обязании произвести перерасчет платы за услугу по вывозу ТКО за период с 01.01.2019 года по настоящее время за не надлежаще оказанную услугу, поскольку истцом не соблюден порядок фиксации нарушений, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, каких-либо сообщений от истца о нарушении периодичности оказания услуги за спорный период в диспетчерскую службу ООО «УК Зеленая роща» не поступало. Кроме того, несоблюдение региональным оператором обязательных требований действующего законодательства при оказании услуги по обращению с ТКО по спорному адресу не выявлено, нарушения периодичности вывоза ТКО Обществом допущены не были. Так же истцом не представлен расчет для снижения платы за услугу «обращение с ТКО», на основании которого должен быть произведен перерасчет. Так же истцом пропущен срок исковой давности в части требований о проведении перерасчета. Учитывая, что региональным оператором истцу никаким образом не были причинены физические и нравственные страдания, а так же не доказана степень вины регионального оператора, то требование истца о компенсации морального вреда так же является необоснованным.

Представитель третьего лица ООО «Орелжилэксплуатация» по доверенности Антонов В.И. в судебном заседании полагал, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению. Также подтвердил, что ответчик осуществляет вывоз мусора раньше установленного графика, в связи с чем дворникам ООО «Орелжилэксплуатация» приходится выходить на работу ранее положенного времени, что, соответственно, предполагает определенные трудности в уборке мусора с улицы.

Представитель третьего лица ЗАО "Чистый город", надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с положениями статьи 1 указанного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года N 300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с п.6 которых региональный оператор в границах зоны своей деятельности осуществляет следующие полномочия: 1) заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО; 2) осуществляет сбор ТКО в объеме и местах (на площадках), определенных договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, и организует их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством; 3) обеспечивает частоту вывоза ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО; 4) осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО; 5) не допускает приостановления (ограничения) приема и вывоза ТКО, в случае если это приведет к нарушению санитарных норм и правил.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, в своей деятельности руководствуется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", Правилами (п.3 Правил).

В силу пункта 3 названных Правил накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Пунктами 23, 24, 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.

Существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются, в частности, планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании установлено, что в Орловской области функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 года исполняет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" на основании Соглашения №222-Д/18 от 24 августа 2018 года, заключенного между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращения с твердыми коммунальными отходами - ООО "Управляющая компания "Зеленая роща".

Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в Северном районе г. Орла и прилегающих к нему территориях Орловского района с 01.01.2019 года по настоящее время оказывает ЗАО «Чистый город» на основании заключенных между ним и ООО «УК «Зеленая роща» договоров № ЭА-ТКО-2019-17 от 24.12.2018 года, № ЭА-ТКО-2020-13 от 20.12.2019 года, ЭА-ТКО-17/2023 от 21.12.2022 года.

Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, истец Антонова С.В., являющаяся собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, указывает, что транспортирование твердых коммунальных отходов с площадки указанного многоквартирного дома осуществляется вне установленного графика, а именно в ночное время, чем нарушается режим тишины.

Как следует из вышеуказанных договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТК) в Северном районе г.Орла и прилегающих к нему территориях Орловского района (подпункт 5.5), время вывоза ТКО с мест накопления ТКО осуществляется не ранее 7:00 и не позднее 23:00 по местном времени.

Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Орловской области.

Пунктом 7.1 договоров предусмотрено, что региональный оператор осуществляет текущий контроль качества услуг по транспортированию ТКО путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя, информации о деятельности по обращению с ТКО, предоставляемой уполномоченными органами субъекта РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с ТКО, а также иными доступными ему способами.

Пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.

В судебном заседании доводы истца о том, что вывоз ТКО с площадки по адресу: <адрес>, осуществляется вне указанного графика, в ночное время, были подтверждены представителем ООО "Орелжилэксплуатация", осуществляющего управление указанным многоквартирным домом, и не оспаривались представителем ответчика.

С учетом изложенного, исходя из того, что лицом, ответственным перед потребителями за обращение с твердыми коммунальными отходами, является региональный оператор, с которым заключен соответствующий договор, учитывая, что пунктом 15 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 предусмотрено, что вывоз ТКО осуществляется в период с 7 до 23 часов, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании действий регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща» по нарушению графика вывоза ТКО с площадки многоквартирного жилого дома <адрес> являются незаконными, подлежат удовлетворению.

Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами закреплено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Понятие погрузки твердых коммунальных отходов приведено в абзаце 8 пункта 2 Правил, в соответствии с которым погрузкой является перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (абзац 10 пункта 2 Правил).

Таким образом, погрузка относится к этапу сбора ТКО, с которого начинается участие регионального оператора в деятельности по обращению с ТКО. Именно с этого момента у регионального оператора возникает ответственность в сфере обращения с ТКО.

При этом в соответствии с пунктом 2 Правил, погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

В судебном заседании было установлено и подтверждается приобщенными к материалам дела фотографиями, что при погрузке ТКО с площадки по <адрес> имели место факты оставления оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, - ЗАО «Чистый город» на площадке ТКО, оброненных при их погрузке, тем самым были нарушены вышеуказанные нормативные требования, в связи с чем требование истца о признании незаконным бездействия ООО «УК «Зеленая роща», выразившегося в не совершении действий по подбору оброненных при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз, так же является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований Антоновой С.В. об обязании ООО «УК «Зеленая роща» осуществлять сбор в мусоровоз оброненных отходов, не имеется, поскольку такая обязанность возложена на регионального оператора вышеприведенными нормативными правовыми актами.

В части требований истца о признании незаконными действий ответчика, выраженных в сборе ТКО автомобилем, не оборудованным системами, исключающими потери и протекание отходов, и обязании ответчика надлежаще исполнять соответствующую обязанность, судом установлено следующее.

Пунктом 14 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, предусмотрено, что транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.

Как следует из подпункта 5.3 вышеназванных договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО в Северном районе г.Орла и прилегающих к нему территориях Орловского района, исполнитель (ЗАО «Чистый город») осуществляет транспортирование ТКО специальной техникой (мусоровозами): отвечающей техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством РФ о техническом регулировании; оснащенной функциональным оборудованием, обеспечивающим погрузку ТКО в мусоровоз и транспортирование.

Таким образом, обязанность по осуществлению транспортирования ТКО специальной техникой, отвечающей предусмотренным законом техническим требованиям, в силу указанных договоров возложена на ЗАО «Чистый город», непосредственное транспортирование ТКО ООО «УК «Зеленая роща» не осуществляет, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ООО «УК «Зеленая роща», выраженных в сборе ТКО автомобилем, не оборудованным системами, исключающими потери и протекание отходов, и обязании надлежаще исполнять соответствующую обязанность, не имеется.

В части требований о перерасчете платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества судом установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления"и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148(28), 148(34) Правил).

Согласно п. 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установлено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время года (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и допустимые отклонения качества этой коммунальной услуги – не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.

В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21,22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Поскольку судом был установлен факт оказания ответчиком коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, что выразилось в нарушении графика вывоза ТКО и не сборе оброненных при погрузке твердых коммунальных отходов, то требования истца о перерасчете платы за данную коммунальную услугу являются законными и обоснованными.

Вместе с тем, ответчиком в ходе рассмотрения дела было заявлено о применении срока исковой давности к данному требованию Антоновой С.В.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ, по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

На основании пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Таким образом, применительно к спорным правоотношениям сторон при исчислении сроков исковой давности по требованиям о перерасчете платы за коммунальную услугу применяется общий срок исковой давности, который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Пунктом 1 статьи 204 ГК РФ установлено, что срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Истцом ставится вопрос об обязании ООО «УК «Зеленая роща» произвести перерасчет платы за некачественно оказанную коммунальную услугу за период с 01.01.2019 года по дату вынесения решения суда.

Установлено, что рассматриваемое исковое заявление была подано истцом через приемную суда 26.06.2023 года.

Принимая во внимание, что расчетным периодом по оплате коммунальной услуги является календарный месяц, учитывая, что оплата коммунальной услуги в силу вышеприведенных норм жилищного законодательства производится на основании платежных документов в месяце, следующем за расчетным периодом, суд приходит к выводу о том, что к моменту обращения Антоновой С.В. в суд с иском истек срок исковой давности по требованию о перерасчете платы за период до 01.06.2020 года. Срок исковой давности по требованию о перерасчете платы за период, начиная с 01.06.2020 года не истек.

С учетом этого, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца об обязании ООО «УК «Зеленая роща» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу обращение с ТКО. Ответчик обязан произвести перерасчет истцу указанной платы за период с 01.06.2020 года по 30.09.2023 года.

Приходя к указанному выводу, судом так же принимается во внимание, что ответчиком ООО «УК «Зеленая роща» не представлено доказательств ненадлежащего исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В силу ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Таким образом, по смыслу Закона РФ «О защите прав потребителей» сам по себе факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред.

Учитывая, что ООО «УК «Зеленая роща» состояло в договорных отношениях с истцом, приняло на себя обязательство в течение согласованного срока за плату предоставлять услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, надлежащим образом принятые на себя обязательства не выполняло, суд полагает, что требования истца о компенсации морального законны и обоснованы.

С учетом характера и степени нравственных страданий, принципа разумности и справедливости, длительности нарушения прав истца, суд определяет сумму компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца в размере 10 000 рублей.

В части требований о взыскании с ответчика штрафа судом установлено следующее.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», содержащемуся в п. 46 Постановления, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду ( пункт 6 статьи 13 Закона).

Таким образом, основанием для взыскания штрафа, предусмотренного п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей, является не удовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Между тем, доказательств того, что истица в досудебном порядке обращалась к ответчику с претензией, содержащей требование об устранении нарушения ее прав, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требования Антоновой С.В. о взыскании с ООО «УК «Зеленая роща» штрафа.

Таким образом, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то с ответчика ООО «УК «Зеленая роща» в доход бюджета муниципального образования «город Орел» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Антоновой Светланы Вячеславовны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» по нарушению графика вывоза твердых бытовых отходов с площадок многоквартирного жилого дома <адрес> незаконными.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», выразившееся в не собирании оброненных при погрузке в мусоровоз твердых коммунальных отходов при вывозе твердых бытовых отходов с площадок многоквартирного жилого дома <адрес>.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» произвести перерасчет платы, взимаемой с Антоновой Светланы Вячеславовны за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в сторону уменьшения за период с 01.06.2020 года по 30.09.2023 года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в пользу Антоновой Светланы Вячеславовны денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2023 года.

Судья М.А. Щукин

2-826/2023 ~ М-767/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Антонова Светлана Вячеславовна
Ответчики
ООО "УК Зеленая Роща"
Другие
ООО "Орелжилэксплуатация"
ЗАО "Чистый город"
Суд
Северный районный суд г. Орла
Судья
Щукин М.А.
Дело на странице суда
severny--orl.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Подготовка дела (собеседование)
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее