Дело № 5-169/2020 (10RS0016-01-2020-001101-30)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 июля 2020 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Тугорева А.В.,
при секретаре Шленской А.А., с участием защитника Пидлиснюк Д.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:
Елисеева А.А., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, уроженца <...>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: г ..., проживающего по адресу: ...
у с т а н о в и л:
Елисеев А.А. 29.05.2020 в 18 час. 27 мин. в магазине «Пятерочка», расположенном по адресу: Республики Карелия, г. Сегежа, ул. <...>, без маски, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно, в нарушение требований абз. 1 п. 8.4 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, находился вне места проживания, что не было связано с обстоятельствами, указанными в п. 8.4 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В судебное заседание Елисеев А.А. не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом.
Защитник Пидлиснюк Д.А. в судебном заседании просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Пояснил, что Елисееву А.А. до начала оформления протокола об административном правонарушении не были разъяснены права и обязанности, о чем им сделана запись в протоколе; протокол имеет шаблонный характер. В объяснениях Елисеева А.А. отсутствуют сведения о разъяснении прав и обязанностей, положений ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, Елисеев А.А. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав непосредственно перед составлением протокола, что повлекло нарушение его права на защиту. Просит признать протокол об административном правонарушении от 29.05.2020, объяснения Елисеева А.А. от 29.05.2020 недопустимыми доказательствами. Кроме того, Елисееву А.А. вменено нарушение положений абз. 1 п. 8.4 распоряжения Главы РК от 12.03.2020 № 127-р, однако, не указано в какой редакции, не указано, о какой маске идет речь – карнавальной, детской, сварочной или иной. Абз. 1 п. 8.4 не содержит запрета на нахождение без маски, а также на нахождение в магазине. На вопросы по событию правонарушения, о том, находился ли Елисеев А.А. в магазине без средств индивидуальной защиты, отвечать не будет, причину отказа давать ответы не пояснил.
Представитель ОМВД России по Сегежскому району в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.
Учитывая положения ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дело рассмотрено при указанной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. а 2 п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее – Правила поведения).
Согласно п.п. «б» п. 3, п.п. «в», «г» п. 4 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица); при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с указанными положениями законодательства, распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ от 01.04.2020 № 98) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, граждане подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных и дополнительных обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 8.4 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (в актуальной редакции) граждане с 01.04.2020 до отмены режима повышенной готовности обязаны не покидать места проживания (пребывания) за исключением следующих случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также с целью донорства крови и (или) ее компонентов; следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории населенных пунктов Республики Карелия, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением (в том числе оказание транспортных услуг и услуг доставки); следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, к месту парковки (стоянки) личного автомобильного транспорта; необходимости ухода за лицами пожилого возраста, а также лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Из материалов дела следует, что Елисеев А.А. зарегистрирован в <...>, фактически проживает по адресу: ...
Из протокола об административном правонарушении № 931 от 29.05.2020, составленного в отношении Елисеева А.А., следует, что 29.05.2020 в 18 час. 27 мин. в магазине «Пятерочка», расположенном по адресу: <...>, без маски, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно, в нарушение требований абз. 1 п. 8.4 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, находился вне места проживания, что не было связано с обстоятельствами, указанными в п. 8.4 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Объем вмененного административным органом Елисееву А.А. правонарушения определен в протоколе об административном правонарушении № 931 от 29.05.2020,
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пределах объема административного правонарушения, вмененного в протоколе.
В соответствии с распоряжением главы РК от 12.03.2020 № 127-р граждане вправе покидать место жительства (пребывания) в случае следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, к месту парковки (стоянки) личного автомобильного транспорта.
Доказательств того, что магазин «Пятерочка» не являлся близлежащим по отношению к месту жительства Елисеева А.А., не осуществляет деятельность по продаже товаров, реализация которых не запрещена, в материалы дела не представлено.
Исходя из описания события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении от 29.05.2020 № 931, оснований для оценки факта нахождения Елисеева А.А. в магазине без маски не имеется, поскольку совершение данных действий Елисееву А.А. не вменено.
Оснований для признания протокола об административном правонарушении № 931 от 29.05.2020, письменных объяснений Елисеева А.А. от 29.05.200 по тем основаниям, что Елисееву А.А. не были разъяснены права и обязанности, положения ст. 51 Конституции РФ не имеется, поскольку данные разъяснения в указанных документах имеются в полном объеме, документы подписаны Елисеевым А.А..
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
При указанных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Елисеева А.А. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Елисеева А.А. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Тугорева