Дело № 2-22/2022
УИД 02RS0001-01-2021-007830-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Малковой И.С.
при секретаре Назарбековой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Б. к Министерству экономического развития Республики Алтай о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
К.Б. обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Республики Алтай о компенсации морального вреда в размере 5 500 000 рублей. В обоснование указал, что в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, воспитывался в детском доме, затем в школе-интернат № им. Г.К. в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по достижении 18-ти лет остался на улице, жилплощадь ему не предоставили, в связи с чем приходилось бродяжничать, ночевать в подъездах. Из-за отсутствия жилья и прописки не мог устроиться на работу, завести семью. На жалобы в прокуратуру давали отписки, Министерство труда и развития постоянно отодвигало очередь К.Б. В связи с отсутствием жилья истцу «пришлось отсидеть» в тюрьме два раза и освобождаться «под открытое небо». Вопреки действующему законодательству по достижении возраста 18-ти лет жилье К.Б. не было предоставлено. Решение суда об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда в отношении истца вынесено ДД.ММ.ГГГГ. С 2016 года по 2021 год К.Б. не имел жилья, что существенно повлияло на его жизнь и будущую судьбу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ю.С., представитель Министерства экономического развития Республики Алтай К.А. просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3).
В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» предусмотрено, что Правительство Республики Алтай или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Алтай однократно предоставляет благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 314, указанные полномочия возлагались на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (пп. «г» п. 15).
Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 144, указанные полномочия возложены на Министерство экономического развития Республики Алтай (п. 3).
Кроме того, в силу п. 13 Положения о Министерстве экономического развития Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 332, указанное Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, в том числе предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Как следует из материалов дела, К.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался и воспитывался в КОУ РА «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.», находился на полном государственном обеспечении. Приказом БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-о поставлен на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай К.Б. осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
ДД.ММ.ГГГГ Майминским районным судом Республики Алтай К.Б. за совершение преступления, предусмотренного п.п. «а, б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, приговорен к 8 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай К.Б. за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 69 УК РФ, приговорен к 1 году лишения свободы, по совокупности с приговорами Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ окончательно к 1 году 2 месяцам лишения свободы в воспитательной колонии.
ДД.ММ.ГГГГ приговором Усть-Канского районного суда Республики Алтай за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 69 УК РФ, К.Б. осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности с приговором от ДД.ММ.ГГГГ окончательно 1 год 10 месяцев лишения свободы в воспитательной колонии.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К.Б. находился в ФКУ Новосибирская ВК ИУФСИН России по НСО.
С ДД.ММ.ГГГГ К.Б. находился под стражей в связи с совершением преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 161, ч. 1 ст. 161, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «б,в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Приговором Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ К.Б. назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Постановлением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ условное осуждение отменено, с ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание.
Приговором Чемальского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, К.Б. осужден к 1 году 8 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 8 месяцев.
Приговором Чемальского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ К.Б. осужден за совершение преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 158, п.п. «б, в» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.
Приговором Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ К.Б. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «б, в» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «б» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Приговором Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ К.Б. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 166, п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание по совокупности приговоров окончательно 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск К.Б. к Министерству экономического развития Республики Алтай, на ответчика возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес> Республики Алтай.
До настоящего времени указанное решение не исполнено.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
К числу нематериальных благ ст. 150 ГК РФ относит жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Тесно связано с личными неимущественными правами и нематериальными благами право граждан на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде предоставления жилого помещения детям-сиротам. Следовательно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, причиняя моральный вред.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно ст. 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда является наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда.
При этом на истца возлагается обязанность доказать: наступление вреда (физических и нравственных страданий); неправомерность действий (бездействия) должностных лиц, наличие причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями должностных лиц.
Вместе с тем, К.Б. не представлено доказательств наличия всей совокупности условий, с которыми закон связывает наступление ответственности указанных органов и должностных лиц за незаконные действия (бездействие), нарушившее личные неимущественные права гражданина.
Сам по себе факт непредставления жилого помещения по достижении К.Б. возраста 18-ти лет, не может быть принят во внимание, поскольку это вело бы к неверному расширительному толкованию оснований и пределов ответственности публичных образований за действия государственных органов и должностных лиц, установленных ст. 1069 ГК РФ, не учитывало общих условий наступления ответственности причинителя вреда, предусмотренных ст. 1064 ГК РФ, а также оснований возникновения у гражданина права на компенсацию морального вреда, установленных статьями 150 - 151, 1100 ГК РФ.
Действующее гражданское и жилищное законодательство Российской Федерации не содержит норм, возлагающих на органы, осуществляющие предоставление жилых помещений сиротам, обязанность выплатить денежную компенсацию морального вреда за нравственные страдания, вызванные длительным ожиданием предоставления жилого помещения.
Оценив все представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что истцом не представлены бесспорные достоверные доказательства наличия прямой причинно-следственной связи между отсутствием у него семьи, работы, совершением преступлений и непредставлением по достижении возраста 18-ти лет жилого помещения как сироте соответствующими государственными органами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К.Б. неоднократно находился в местах лишения свободы, что являлось препятствием для реализации его жилищных прав, поскольку в силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ предоставление жилого помещения сиротам осуществляется по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление К.Б. к Министерству экономического развития Республики Алтай о компенсации морального вреда в размере 5 500 000 рублей оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.С. Малкова