№
УИД 61RS0№-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 года <адрес>
Батайский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Шишиной О.И.,
при ведении протокола помощником судьи Кладиенко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, об обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению граждан. В ходе проверки, установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» имеются три кладбища: в восточной части города по <адрес> – «Новостроенка», в западной части города по <адрес> – «Койсуг», и в южной части города по <адрес> – «Красный Сад». Действующим является только кладбище «Красный Сад» площадью 324 231 кв.м., находящееся в постоянном бессрочном пользовании УЖКХ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В 2020 году, в связи с дефицитом свободных земельных участков под захоронения, сформированы два примыкающих к кладбищу дополнительных земельных участка: площадью 11526 кв.м. и 18120 кв.м. – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ наполненность данного места захоронения составляет 97%. Реализацию функций похоронного дела в городе Батайске осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Ввиду того, что территория кладбища «Красный Сад» занчительно заполнена захоронениями, Администрацией <адрес> для строительства нового кладбища выделен и сформирован земельный участок площадью 189 322 кв.м. с видом разрешенного использования «кладбища традиционного захоронения», находящийся в бессрочном пользовании УЖКХ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость работ по разработке проектной документации нового кладбища составляет 18 332 990 рублей, однако финансирование на данные работы в местном бюджете на 2022-2023 годы не предусмотрено. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию <адрес> разработать проектно-сметную документацию на строительство общественного городского кладбища в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию <адрес> в течение одного года с момента изготовления проектно-сметной документации принять меры по созданию нового места погребения на территории муниципального образования «<адрес>», соответствующего этическим санитарным и экологическим требованиям.
Помощник прокурора <адрес> Суслов И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации <адрес> и Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности Молчанова Ю.В. пояснила, что при расчете потребности планируемого бюджета <адрес> на 2023 год и плановый 2024-2025 годы предусматривалась возможность заложить в бюджет необходимую сумму. После доведения предельных показателей бюджетных ассигнований расходы по данному направлению пришлось исключить в связи с необходимостью финансирования первоочередных задач. Таким образом, исполнить решение суда в части разработки проектно-сметной документации будет возможно не ранее 2024 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлены санитарные и экологические требования к размещению мест погребения.
В силу ст. 17 указанного закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п. 23 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч.2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организаций похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 15 указанного Федерального закона решение о создании других мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения по принадлежности могут быть муниципальными.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст.ст. 9, 10, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению граждан, в результате которой установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» имеется три кладбища: в восточной части города по <адрес> – «Новостроенка», в западной части города по <адрес> – «Койсуг», и в южной части города по <адрес> – «Красный Сад».
Кладбище «Новостроенка» закрыто для захоронений и родственных подзахоронений на основании постановления главы Администрации <адрес> из-за поднятия грунтовых вод, подтопления кладбища и захоронений, а также в связи с распоряжением главного санитарного врача <адрес>.
Кладбище «Койсуг» закрыто для захоронений на основании решения исполнительного комитета Батайского городсокого совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду того, что данное кладбище находится в центре заселенного сектора. На указанном кладбище разрешены только родственные подзахоронения
В настоящее время действующим является кладбище «Красный Сад» площадью 324 231 кв.м., находящееся в постоянном бессрочном пользовании УЖКХ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В 2020 году в связи с дефицитом свободных участков под захоронения сформированы два примыкающих к кладбищу дополнительных земельных участка: площадью 11526 кв.м. и 18 120 кв.м. – по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ наполненность места захоронения составляет 97%.
В соответствии с п. 26 ст. 3 Устава муниципального образования «<адрес>» к вопросам местного значения <адрес> отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Решением Батайской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «<адрес>».
Статьей 9 указанного Положения предусмотрено, что организация похоронного дела в городе Батайске осуществляется Администрацией города.
Реализацию функций похоронного дела в городе Батайске осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Для строительства нового кладбища Администрацией <адрес> выделен и сформирован земельный участок с кадастровым номером № площадью 189 322 кв.м. с видом разрешенного использования «кладбища традиционного захоронения», находящийся в постоянном бессрочном пользовании УЖКХ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Муниципальным образованием определена начально максимальная стоимость на разработку проектно-сметной документации на строительство нового кладбища, получено положительное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым стоимость проведения работ по разработке проектной документации нового кладбища составляет 18 332 990 рублей.
В связи с тем, что вопрос о выделении в местном бюджете средств на строительство нового кладбища не разрешен, и в течение двух лет не предпринимались меры к его разрешению, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации <адрес> направлена информация о принятии конкретных мер по решению вышеназванных вопросов.
Кроме того, заместителем <адрес> – министром финансов <адрес> сообщено о поручении <адрес> Администрации <адрес> предусмотреть расходы на указанные цели при формировании проекта бюджета города на очередной бюджетный цикл за счет средств местного бюджета.
При этом финансирование данного вопроса в местном бюджете на 2022-2023 годы не предусмотрено.
Выше изложенное свидетельствует о том, что непринятие мер по организации создания альтернативного места погребения создает угрозу нарушения прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, причинения вреда окружающей природной среде, здоровью неопределенного круга лиц, влечет нарушение прав граждан.
На основании изложенного суд приходит у выводу об удовлетворении заявленных прокуратурой <адрес> исковых требований.
Согласно части 1 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
На основании части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт неисполнения ответчиком возложенных на него обязанностей, суд полагает необходимым возложить на Администрацию <адрес> обязанность разработать проектно-сметную документацию на строительство общественного городского кладбища и принять меры по созданию нового места погребения на территории муниципального образования «<адрес>», соответствующего требованиям законодательства.
Вместе с тем, суд учитывает мнение представителей ответчиков в части определения разумных сроков на исполнение решения, учитывая представленное суду коммерческое предложение на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Кладбище в <адрес>», полагает возможным определить срок для разработки проектно-сметной документации на строительство общественного городского кладбища в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, об обязании выполнить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Администрацию <адрес> разработать проектно-сметную документацию на строительство общественного городского кладбища в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию <адрес> в течение 12 месяцев с момента изготовления проектно-сметной документации принять меры по созданию нового места погребения на территории муниципального образования «<адрес>», соответствующего требованиям законодательства.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.