Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2796/2022 ~ М-2615/2022 от 30.09.2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2022 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Свиридовой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хаулиной Е.А.,

с участием представителя инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Сергеева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2022-003640-81 (производство № 2-2796/2022) по иску инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Жунёвой Валентине Олеговне, Ивановой Людмиле Владимировне, Исайченко Любови Владимировне, Митрошину Александру Михайловичу, Львовой Нине Григорьевне о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

установил:

инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия обратилась в суд с иском к Жунёвой В.О., Ивановой Л.В., Сальниковой М.Г., Митрошину А.М., Львовой Н.Г. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре - жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес>, мотивировав свои требования тем, что данный жилой дом является объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», состоит на государственной охране и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Актом осмотра инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия установлено, что ответчики ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, как собственники указанного жилого дома, выразившиеся в не проведении его ремонта, жилой дом находится в аварийном состоянии, также на нем отсутствует информационная надпись, за согласованием проекта которой ответчики не обращались.

С учетом аварийного состояния вышеуказанного объекта в интересах его сохранения, а также с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, инспекцией принят приказ о приостановлении доступа к объекту, который направлен в адрес ответчиков. Данное информационное письмо возвращено в адрес инспекции; вопрос, связанный с сохранением, содержанием и использованием объекта культурного наследия в досудебном порядке собственниками не разрешен.

Истец просил суд обязать ответчиков исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта регионального значения, а именно:

- получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - на проведение консервации объекта культурного наследия (первоочередных противоаварийных работ) в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

- разработать проект консервации объекта культурного наследия в течении двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

- обеспечить проведение консервации (первоочередные противоаварийные работы) объекта культурного наследия в соответствии с проектом консервации объекта культурного наследия (первоочередных противоаварийных работ) в течении трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

- получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

- согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению, реставрации объекта культурного наследия в течении восьми месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

- обеспечить проведение работ по сохранению (реставрации) объекта культурного наследия, в том числе проведение работ по реставрации фундамента, стен, крыши, межэтажных перекрытий, оконных и дверных проемов, архитектурно – художественных - элементов объекта культурного наследия, в течении тридцаит месяцев с даты вступления решения суда в законную силу

- с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка», установить информационную надпись, содержащую информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с согласованным с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектом, в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

- провести мероприятия по благоустройству территории объекта культурного наследия: уборку территории объекта культурного наследия; вывоз отходов потребления и мусора; обрезку древесных и кустарниковых насаждений, покос травяной растительности; приведение в надлежащее санитарное и противопожарное состояние построек (сооружений), расположенных на территории объекта культурного наследия, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Все работы на объекте культурного наследия необходимо произвести в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона от 15 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства судом произведена замена ненадлежащего ответчика Сальниковой М.Г. на надлежащего Исайченко Л.В., право собственности которой на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 15 августа 2022 г. на основании договора дарения от 11 августа 2022 г., заключенного с Сальниковой М.Г.

Представитель истца инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Сергеев И.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить в полном объеме.

Ответчики Жунёва В.О., Иванова Л.В., Митрошин А.М., Львова Н.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки суду не представили.

Ответчик Исайченко Л.В., ее представитель по доверенности Овсянников С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки суду не представили. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Овсянников С.Н. исковые требования не признал, указав, что причиной нахождения объекта в ненадлежащем состоянии является пожар, вины Исайченко Л.В. в котором нет. Кроме того, право собственности его доверителя на спорный объект недвижимости возникло в августе 2022г.

Поскольку ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств, возражений в суд не представили, рассматривать иск в их отсутствие не просили, а представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Сергеева И.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области охраны объектов культурного наследия, имеет право предъявлять иски в суд о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Статьей 7 указанного Федерального закона гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением правительства Тульской области от 20 мая 2015 г. № 234 утверждено Положение об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, в соответствии с пунктом 1 которого инспекция является органом исполнительной власти Тульской области осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тульской области и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного надзора региональным органом охраны объектов культурного наследия, осуществляющим полномочия Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства Тульской области, деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Исходя из изложенного, инспекция по охране объектов культурного наследия Тульской области в силу закона наделена правом на обращение в суд с настоящим иском.

Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», состоит на государственной охране на основании постановления главы администрации Тульской области от 11 декабря 1991 г. № 71 «О дополнении к решению облисполкома от 7 июня 1991 г. № 8-222 «Об утверждении охранных зон г. Тулы», а также включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером

Собственниками в праве общей долевой собственности на указанный объект культурного наследия являются: Жунёва В.О. (доля в праве 1/12), Иванова Л.В. (доля в праве 1/6), Исайченко Л.В. (доля в праве 1/6), Митрошин А.М. (доля в праве 1/6), Львова Н.Г. (доля в праве 1/6), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним от 8 июня 2022г. и от 16 августа 2022 г.

29 сентября 2021 г. в рамках осуществляемых полномочий в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 17 ноября 2015 г. № 519 «Об осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия» инспекцией в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», расположенного по адресу: <адрес> организовано проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия.

По результатам осмотра установлено и нашло свое отражение в акте от 30 сентября 2021 г., что осматриваемый объект представляет собой кирпичное двухэтажное здание, вход на территорию домовладения осуществляется с улицы <адрес> через деревянное ограждение, находящееся в неудовлетворительном состоянии. На момент осмотра калитка не заперта. Стены здания - кирпичные, не оштукатуренные. Имеются дефекты в виде выветривания кладочного раствора. На главном фасаде, выходящем на <адрес> имеются вандальные надписи - граффити. Дом имеет следы гари и копоти на фасадах, его декоративных элементах, кровле, оконных и дверных проемах, а также во внутренних помещениях здания. Проход во внутренние помещения объекта представляет собой опасность в виду угрозы обрушения пристройки и перекрытий, в связи с чем внутренние помещения здания - памятника не осматривались. Оконные проемы прямоугольной формы, оконное заполнение преимущественно деревянное, имеются следующие дефекты деревянных оконных заполнений: гниль, отслоение окрасочного слоя, отсутствует стеклянное заполнение. Кровля здания - памятника скатная, ранее была выполнена из металлического листа. На момент осмотра имеются дефекты кровли, а именно стропильная система практически полностью утрачена, на уцелевших ее элементах остаются части кровли - металлические листы со следами копоти. Общее состояние кровли объекта культурного наследия является аварийным, стропильная система не работоспособной.

Во внутреннем дворе объекта культурного наследия, вплотную к фасаду находятся несколько двухэтажных деревянных пристроек. На момент осмотра указанные пристройки имеют сильные повреждения, в том числе из-за произошедшего пожара.

Повреждения пристроек имеют капитальный характер и затронуты в том числе геометрические формы. Входов и выходов из здания несколько, которые расположены со внутреннего двора через деревянные пристройки, а так же через деревянную пристройку со смежного земельного участка с адресом: <адрес> входные двери в которой деревянные, на момент осмотра открыты, тем самым доступ посторонних лиц во внутренние помещения здания - памятника не ограничен. Со стороны внутреннего двора в некоторых деревянных пристройках отсутствуют входные двери, тем самым доступ через них так же не ограничен. Территория объекта культурного наследия не благоустроена, имеется многочисленная дикорастущая древесная и кустарниковая поросль. Деревянные строения во внутреннем дворе здания - памятника находятся в аварийном и не допустимом состоянии.

6 декабря 2021 г. инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия в адрес ответчиков Жунёвой В.О., Ивановой Л.В., Сальниковой М.Г., Митрошина A.M. и Львовой Н.Г. направлены предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно материалу проверки КУСП от 27 сентября 2021 г. № представленного в материалы дела по запросу суда, по информации из ОНД и ПР г. Тулы (в Привокзальном и Советском округах) Главного управления МЧС России по Тульской области причинами пожара объекта могло послужить загорание горючих материалов в очаге пожара от источника открытого огня; пламени, спички, зажигалки и (или) загорания горючих материалов в очаге пожара от воздействия малокалорийного источника зажигания (тлеющего табачного изделия).

Доследственная проверка отделом полиции «Советский» не проводилась, материалы из Главного управления МЧС России по Тульской области списаны в номенклатурное дело, в связи с чем инспекция обратилась в Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Туле с заявлением о проведении доследственной проверки по факту произошедшего пожара и имеющихся повреждений объекта культурного наследия. В настоящее время итогового процессуального документа по факту обращения не вынесено, вопрос о возбуждении уголовного дела не решен.

В части 3 статьи 44 Конституция Российской Федерации закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно преамбуле к федеральному закону объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу статьи 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия. Требования выполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия заносятся к административным и публичным правоотношениям в сфере исполнения соответствующим органом властных полномочий по осуществлению государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия принадлежит государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения ни уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе, заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.

Приведенная статья устанавливает не только требования к форме охранного обяза­тельства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определёнными полномочиями в отношении такого объекта.

Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», расположенного по адресу: <адрес> приказом инспекции от 26 октября 2018 г. № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца №

Согласно пункту 13 данного охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия –инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия.

Принимая на себя охранные обязательства в отношении памятника, состоящего на государственной охране, ответчики тем самым приняли на себя обязательства по содержанию и сохранению объекта культурного наследия. Условиями охранного обязательства, предусмотрены, в том числе, обязанности ответчика по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству территории, предусмотренные актом технического состояния, содержанию объекта в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В силу положений статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом, а распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом (п. п. 1 - 2 ст. 253 ГК РФ).

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьёй 45 Федерального закона.

В соответствии с частями 1-2 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе:

- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенного в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ ч. 1 ст. 40 Федерального закона).

Согласно письму Министерства культуры Российской Федерации от 27 мая 2014 г. № 106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах» аварийным признается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника, в том числе аварийное состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и несущую способность. При этом без принятых мер по креплению дальнейшая эксплуатация памятника должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем. Под консервацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (статья 41 Федерального закона).

Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

В соответствии с пунктом 3.1.10 Национального стандарта Российской Федерации «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 593-ст ремонтно-реставрационные работы: работы, направленные на сохранение объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство, технический и авторский надзор.

Согласно пункту 3.1.11 Национального стандарта Российской Федерации «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия консервация объекта культурного: научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

В состав научно-проектной документации в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия входит, в том числе, раздел «Предварительные работы». При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы. Таким образом, противоаварийные работы проводятся на объекте культурного наследия на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия. В рамках неотложных мер по сохранению памятника необходимо проведение противоаварийных работ для предотвращения полной его утраты параллельно с продолжающейся разработкой научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В силу статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Федерального закона, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные заботы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия является важным элементом их государственной охраны, а также главным способом информирования граждан о историко-культурном значении памятника и нахождении его под государственной охраной, а также обеспечения конституционных прав, гарантирующих свободный доступ к культурному наследию и информации о нем.

Информационные надписи и обозначения устанавливаются только на объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (т.е. объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения).

Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями (часть 1 статьи 27 Федерального закона).

В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, которым принадлежит объект культурного наследия на праве собственности или ином вещном праве.

В случае, если объект культурного наследия принадлежит нескольким лицам, указанным в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется по соглашению, заключаемому между данными лицами, а при его отсутствии лицом (лицами), которому принадлежит наибольшая площадь объекта культурного наследия.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка».

Судом установлено, что информационная надпись на объекте культурного наследия в настоящее время отсутствует, собственники объекта культурного наследия в инспекцию за согласованием проекта информационной надписи на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшово - Смирнова», расположенном по адресу: <адрес> не обращались.

24 ноября 2021 г. с учетом аварийного состояния объекта культурного наследия, в интересах его сохранения и с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц инспекцией принят приказ № о приостановлении доступа к объекту культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», расположенному по адресу: <адрес>

Приостановление доступа не распространяется на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, их представителей, представителей органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора), представителей организаций, осуществляющих работы по сохранению объекта культурного наследия, а также организаций, осуществляющих технический, авторский надзор и государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

С целью предупреждения угрозы жизни и здоровью граждан инспекцией в адрес собственников (правообладателей) объекта культурного наследия направлено информационное письмо и копия приказа инспекции от 24 ноября 2021 г. № 142 о приостановлении доступа к объекту культурного наследия, о необходимости проведения первоочередных противоаварийных работ, связанных с укреплением конструкций крыши и стен здания-памятника, а также принятия необходимых мер предупредительного характера в части обозначения опасной зоны сигнальной лентой, размещение предупредительной надписи для ограничения подхода к объекту третьих лиц и недопущения дальнейшего причинения вреда.

Указанное информационное письмо, содержащее также копию приказа от 24 ноября 2021 г. № 142 о приостановлении доступа к объекту культурного наследия, собственники объекта культурного наследия не получают, почтовые отправления возвращены в адрес отправителя.

Таким образом, из материалов дела следует, что ответчики, являющиеся собственниками спорного объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова-Смирнова», не выполняются обязательные требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия в части, предусматривающей: осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не допущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр и поддерживание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, незамедлительное извещение орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных собственнику (правообладателю) повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проведение противоаварийных работ в порядке, остановленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, отсутствие на объекте культурного наследия обязательной к размещению информационной таблички, что является нарушением обязательных требований установленных статьями 27, 47.2, 47.3 Федерального закона №73-ФЗ, и создает непосредственную угрозу разрушения объекта культурного наследия и не гарантирует в дальнейшем сохранение его исторической и культурной ценности.

До настоящего времени вопросы, связанные с сохранением, содержанием и использованием объекта культурного наследия в досудебном порядке собственниками не разрешен.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.

Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, руководствуясь, в том числе, положениями законодательства об охране объектов культурного наследия и установив факт допущения ответчиками не соответствующего требованиям Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» бездействия, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиками не приняты необходимые меры по соблюдению требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия.

Учитывая, что Федеральный закон направлен, в том числе, на реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права каждого на доступ к культурным ценностям, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиты и сохранение источников информации о зарождении развитии культуры, то объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», расположенный по адресу: <адрес> должен быть сохранен в интересах указанных конституционных прав граждан Российской Федерации.

Данные обстоятельства в своей совокупности являются основанием для понуждения собственников (правообладателей) объекта культурного наследия исполнить обязательства по сохранению, содержанию, использованию, а так же популяризации и государственной охраны указанного объекта культурного наследия, бездействие ответчиков в указанной части является незаконным, в связи с чем исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Как следует из пункта 5 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них. Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истец при подаче иска в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Исходя из размера удовлетворенных судом исковых требований и положений пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер подлежащей уплате государственной пошлины будет составлять 6 000 рублей, которую суд считает необходимым взыскать с ответчиков в солидарном порядке.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Жунёвой Валентине Олеговне, Ивановой Людмиле Владимировне, Исайченко Любови Владимировне, Митрошину Александру Михайловичу, Львовой Нине Григорьевне о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, удовлетворить.

Обязать ответчиков Жунёву Валентину Олеговну (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>), Иванову Людмилу Владимировну (20 мая 1955 года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>), Исайченко Любовь Владимировну (ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированную по адресу: <адрес>), Митрошина Александра Михайловича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>), Львову Нину Григорьевну (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>), исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», расположенного по адресу <адрес>, выполнив работы на объекте культурного наследия в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона от 15 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно:

- в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия на проведение консервации объекта культурного наследия (первоочередных работ);

- в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать проект консервации объекта культурного наследия (первоочередных противоаварийных работ);

- в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение консервации (первоочередные противоаварийные работы) объекта культурного наследия в соответствии с проектом консервации объекта культурного наследия (первоочередных противоаварийных работ);

- в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия;

- в течение восьми месяцев с даты вступления решения суда в законную силу согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению, реставрации объекта культурного наследия;

- в течение тридцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по сохранению (реставрации) объекта культурного наследия, в том числе проведение работ по реставрации фундамента, стен, крыши, межэтажных перекрытий, оконных и дверных проёмов, архитектурно – художественных элементов объекта культурного наследия;

- в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу решение суда, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» установить информационную надпись, содержащую информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом И. Меньшова - Смирнова», расположенном по адресу г. Тула, ул. Коминтерна, д. 16, лит. А, А1, в соответствии с согласованным инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектом;

- в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по благоустройству территории объекта культурного наследия, а именно: уборку территории объекта культурного наследия; вывоз отходов потребления и мусора; обрезку древесных и кустарниковых насаждений, покос травяной растительности; приведение в надлежащее санитарное и противопожарное состояние построек (сооружений) расположенных на территории объекта культурного наследия.

Взыскать с Жунёвой Валентины Олеговны, Ивановой Людмилы Владимировны, Исайченко Любови Владимировны, Митрошина Александра Михайловича, Львовой Нины Григорьевны в солидарном порядке в доход муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ими копии решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

2-2796/2022 ~ М-2615/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия
Ответчики
Жунёва Валентина Олеговна
Сальникова Марина Геннадьевна
Львова Нина григорьевна
Иванова Людмила Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Свиридова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
30.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2022Передача материалов судье
03.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2022Предварительное судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.12.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2023Дело оформлено
21.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее