О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ряжск 23 апреля 2020 года
Судья Ряжского районного суда Рязанской области Александров А.Г., проверив в порядке подготовки к судебному разбирательству материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Артемовой Елены Юрьевны,
У С Т А Н О В И Л:
В Ряжский районный суд Рязанской области поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Артемовой Елены Юрьевны.
Изучив представленные материалы, прихожу к выводу о том, что протокол об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу, составившему протокол, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, а также имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья должен выяснить указанные обстоятельства, поскольку выяснение и установление таких обстоятельств является обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся разъяснения о том, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Частью 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В представленных материалах имеется протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо административного правонарушения.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано существо административного правонарушения, не соответствующее диспозиции ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, а именно: не содержится указания на то, что действия лица, привлекаемого к административной ответственности, не содержат уголовно наказуемого деяния.
Приложенные к протоколу материалы не содержат доказательств, подтверждающих, что действия Артемовой Е.Ю. не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
При этом необходимо учитывать следующее.
Статья 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением случаев, предусмотренных ст.151.1 настоящего Кодекса.
В пунктах 1 и 2 примечания к статье 171.4 УК РФ указано, что для целей настоящей статьи под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции понимается розничная продажа такой продукции физическим лицом либо продажа алкогольной продукции (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями (индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Для целей настоящей статьи под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, понимается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в отношении Артемовой Е.Ю. составлен ДД.ММ.ГГГГ, определение о передаче материалов дела об административном правонарушении судье, должностному лицу, уполномоченному назначать административное наказание иного вида вынесено ДД.ММ.ГГГГ, материалы по ступили в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть протокол об административном правонарушении направлен в суд с грубым нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ.
Административное расследование по делу проводилось на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, вынесенного участковым уполномоченным полиции отделения полиции (дислокация р.п. Александро-Невский) МОМВД России «Ряжский» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок проведения административного расследования регламентирован ст. 28.7 КоАП РФ.
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Данные требования закона при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Артемовой Е.Ю. не выполнены, что является существенным недостатком, не восполнимым в ходе рассмотрения дела судом.
В силу частей 5, 5.1, 5.2, 6 статьи 28.7 КоАП РФ, срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Указанные требования закона должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не выполнены.
Более того, протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ в отношении Артемовой Е.Ю. был составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более полутора месяцев с момента возбуждения дела об административном правонарушении, при этом документы, подтверждающие продление срока административного расследования, в материалах дела отсутствуют.
В нарушение положений ч. 5, 5.1 ст. 28.7 КоАП РФ, в представленных материалах отсутствуют как письменное ходатайство должностного лица, в производстве которого находится дело, о продлении срока проведения административного расследования, так и само определение о продлении срока проведения административного расследования.
Таким образом, в нарушение положений ст. 28.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении по ст. ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ в отношении Артемовой Е.Ю. составлен после окончания срока административного расследования, что исключает его рассмотрение по существу и принятие по нему законного и обоснованного решения.
В материалах дела имеется постановление о назначении физико-химической судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное участковым уполномоченным полиции отделения полиции (дислокация р.<адрес>) МОМВД России «Ряжский» ФИО3 после возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Порядок проведения экспертизы по делу об административном правонарушении установлен ст. 26.4 КоАП РФ, в соответствии с частью 1 которой в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В соответствии с ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ, до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Указанные требования закона должностным лицом, вынесшим постановление о назначении физико- химической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнены, что влечет нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, которые не могут быть восстановлены при рассмотрении административных материалов по существу.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат также лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В материалах административного дела отсутствуют сведения о личности виновного, какие- либо материалы, характеризующие лицо, привлекаемое к административной ответственности, которые подлежат учету при назначении административного наказания должностному лицу: имущественное положение (сведения работе, о размере заработной платы, иного дохода и др.), семейное положение, характеристики с места жительства и работы, и др.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Указанные выше недостатки, учитывая их значимость для данного конкретного дела об административном правонарушении, носят существенный характер и не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Неправильное составление протокола об административном правонарушении, составление его по истечении срока административного расследования, нарушение порядка продления срока административного расследования, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствие характеризующих материалов, допущенные в ходе административного расследования, препятствуют рассмотрению дела по существу, поэтому протокол об административном правонарушении и другие материала дела подлежат возвращению в орган, составивший протокол.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Артемовой Елены Юрьевны, возвратить в орган, составивший протокол.
Определение может быть обжаловано в Рязанский областной суд, через Ряжский районный суд, в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Г. Александров