Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2160/2024 ~ М-1634/2024 от 19.06.2024

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ФИО9 ФИО10

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО11 при секретаре ФИО4, с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО6, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования <адрес> о признании незаконным бездействия и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести выплату и взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения прав граждан при предоставлении технических средств реабилитации <адрес>. В ходе проверки установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвали<адрес> группы, что подтверждается справкой серии . ФИО2 органами медико-социальной экспертизы разработана индивидуальная программа реабилитации и (или) абилитации инвалида , согласно которой последний нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе в подгузниках для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 гр.: 3 шт. (в сутки). В <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление опекуна ФИО2 по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, принято решение о выплате компенсации. При этом денежные средства в размере 4 424,40 руб. законному представителю – опекуну инвалида ФИО8 на расчётный счет не поступили. Технические средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов, и направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Длительное неисполнение обязанности по компенсации стоимости самостоятельно приобретенного средства технической реабилитации нарушает не только непосредственно имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности. С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания). В связи с этим взысканию с <адрес> подлежит компенсация морального вреда, которая оценивается инвалидом в размере 10000 руб. Просят признать незаконным бездействие <адрес> выраженное в невыплате в установленный срок компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, обязать <адрес> произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 4424,40 руб. и взыскать с <адрес> компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требования о возложении обязанности на <адрес> произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 4424,40 руб.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО6 в судебном заседании просила иск удовлетворить в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. Просила в удовлетворении иска отказать.

Истец ФИО2, действующий в лице опекуна – ФИО8, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца ФИО2

Суд, выслушав представителя истца – старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой Бюро – филиала <адрес> .

Бюро – филиалом <адрес>» ФИО2 разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой, он нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе в подгузниках для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см) с полным влагопоглощением не менее 1450г: 3 шт. в сутки.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> зарегистрировано заявление опекуна ФИО2ФИО8 о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, которое было зарегистрировано за , после чего ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было принято решение о выплате ФИО2 компенсации в размере 424,40 руб.

Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в частности Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", в соответствии с п. 2 которого, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5,6 вышеуказанного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, а также иных документов, предусмотренных настоящим пунктом.

Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает необходимую для принятия решения информацию.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в срок не более 10 рабочих дней со дня принятия заявления с учетом размера компенсации, определенного в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, на дату подачи инвалидом (ветераном) или лицом, представляющим его интересы, заявления.

Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитные организации для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом в ФИО3 кредитной организации, или путем почтового перевода.

Вместе с тем, несмотря на принятое <адрес> решение, выплата денежной компенсации инвалиду ФИО2 в установленные Порядком сроки ответчиком произведена не была.

Как следует из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ компенсация стоимости приобретенного технического средства реабилитации в размере 4424,40 руб., выплачена ДД.ММ.ГГГГ, тогда как 10-тидневный срок, предусмотренный Порядком, истек.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приведено понятие социальной защиты инвалидов. Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Реабилитация инвалидов предусматривает, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Частью 1 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Из изложенного следует, что государство гарантирует инвалидам получение компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации за счет средств бюджета. Несоблюдение требований законодательства по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации нарушает права и законные интересы инвалида.

Довод представителя ответчика об отсутствии бюджетных ассигнований для выплаты ФИО2 компенсации в срок, не может являться основанием для освобождения <адрес> от ответственности. Сама по себе несвоевременная компенсация инвалиду за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, нуждаемость в которых определена индивидуальной программой реабилитации инвалида, является незаконным бездействием ответчика. Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов, даже в случае формального соответствия действий установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

С учетом нарушения ответчиком установленного срока выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом средства реабилитации более чем на три месяца, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика является незаконным, а требования истцов в этой части обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Разрешая требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная ..., свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, в том числе, жизнь, здоровье, достоинство личности) (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это, нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В ст. 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит.

Вместе с тем, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Таким образом, на основании ч. 1 ст. 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Поскольку судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав инвалида бездействиями ответчика, несвоевременно выплатившего компенсацию стоимости самостоятельно приобретенного средства технической реабилитации, у суда имеются правовые основания для удовлетворения требований и взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Компенсация за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации направлена на преодоление, замещение (компенсации) ограничений жизнедеятельности, на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, соответственно длительная задержка выплаты гарантированной государством компенсации повлияла на качество жизни инвалида ФИО2, что очевидно причинило последнему нравственные страдания.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает вышеизложенные обстоятельства, а также период неисполнения ответчиком обязанности по выплате и размер неисполненных обязательств, и считает соразмерной компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО2, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие <адрес> выраженное в невыплате ФИО2 в установленный срок компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования <адрес> ) в пользу ФИО2 (паспорт ) компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через <адрес> <адрес>.

Решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись ФИО12

Подлинный документ хранится в <адрес> <адрес>, в гражданском деле

2-2160/2024 ~ М-1634/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Ноябрьска
Шерметинский Николай Васильевич
Шерметинская Александра Александровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Фаткуллина Регина Ирековна
Дело на сайте суда
noyabrsky--ynao.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Дело оформлено
11.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее