Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2642/2023 от 16.06.2023

УИД 86RS0001-01-2022-005099-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2023 года                                                                 г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о признании незаконным приказа о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке.

Свои требования истец мотивирует тем, что с 2013 года он был признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» и состоял на учете для получения государственной поддержки для цели улучшения жилищных условий. При постановке на учет предоставил сведения о том, что собственного жилья и по договору социального найма на условиях постоянного пользования не имеет.

После вступления в брак и рождения детей, предоставил данные о супруге, детях и регистрации и продолжал состоять с ними на учете.

ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика истец и члены его семьи сняты с учета и исключены из очереди участников мероприятия.

Истец, указывая, что ответчик не разобрался в ее ситуации, не принял во внимание, что истец и его семья были временно зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> для трудоустройства, в настоящее время истец с семьей проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, площадью 38 кв.м., что является несоблюдением нормы на семью из 4 человек, просит суд признать ошибочным, неосновательным и подлежащим отмене решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ -п; обязать ответчика восстановить истца в очереди и в Списке на дату исключения, признать за ним и членами семьи на получение жилого помещения.

Истец, представитель ответчика уведомленные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

От представителя ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в материалы дела представлено письменное возражение с приложением копии учетного дела, согласно которых ответчик просит отказать в удовлетворении иска по доводам письменных возражений.

Суд, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.

Как установлено в суде и подтверждено материалами дела, 27.06.2013 года решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» Бырсан П.А., составом семьи 1 человек, признан участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий издан закон Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 11.11.2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры» на 2005-2015 годы», составными частями которой является в том числе подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Согласно Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 11.11.2005 года №103-оз «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 - 2015 годы» целью подпрограммы 3 является создание системы государственной поддержки граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в решении жилищной проблемы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Ханты-Мансийского автономного округа- Югры № 103-оз от 11.11.2005 года участниками подпрограммы 3 являются граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также члены их семьи.

Согласно пункта 1 статьи 14 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», государственная поддержка участников подпрограммы 3 может осуществляться путем предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление права одновременного участия в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование».

Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре, подавшим до 31.12.2014 года заявление на получение мер государственной поддержки, утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2020 года № 643-п.

В соответствии с пунктом 1 Порядка, право на получение субсидии имеют граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подавшим по 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки.

На дату подачи заявления истец был зарегистрирован по месту пребывания и проживал по адресу: г. <адрес> (общежитие).

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО1 и ФИО3, в подтверждение чего выдано свидетельство I-ПН .

ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО4.

ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец, супруга ФИО12, сын ФИО4 были зарегистрированы по адресу: <адрес>ю 83,6 кв.м. Указанный дом находится в собственности отца истца ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН № КУВИ-.

ФИО2 поквартирной карточке на жилой <адрес> по месту жительства в указанный период в жилом доме зарегистрированы 6 человек: отец истца ФИО5, мать истца- ФИО13, пасынок ФИО5 - ФИО14, истец ФИО1, его супруга ФИО12, и ребенок ФИО4).

С ДД.ММ.ГГГГ истец с супругой и сыном зарегистрированы по адресу: д. Шугур, <адрес>. Собственником указанной квартиры, общей площадью 46,5 кв.м, также является отец истца ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь ФИО6, зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, признанных до 31.12.2014 года участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры», ФИО7 и члены ее семьи сняты с учета на получение субсидии и исключены их из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, признанных до 31.12.2014 года участником подпрограмм» года Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по основаниям, предусмотренным подпунктом 7.2 пункта 7 Порядка (утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии).

Указывая на незаконность принятого решения, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно подпунктов 7.2 и 7.7 пункта 7 указанного Порядка, граждане исключаются из списка участников мероприятия в случае получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком) и выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений.

Как указано в пункте 5 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре, подавшим до 31.12.2014 года заявление на получение мер государственной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2020 года № 643-п, для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре, подавшим до 31.12.2014 года заявление на получение мер государственной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2020 года № 643-п, к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;

являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;

проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.

Из содержания подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» следует, что гражданин, принимая участие в подпрограмме на добровольных началах, с момента признания участником данной программы становится лишь претендентом на получение соответствующей субсидии, в связи с чем, в период участия в программе должен соответствовать критериям нуждаемости, и в случае утраты оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии, подлежит снятию с учета на получение субсидии и исключению из списка участников мероприятия.

Истец в доводах искового заявления указывает, что он и члены его семьи проживали в съемном жилом помещении. В материалах дела содержатся заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с указанием адреса проживания: <адрес>.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры установлен факт отсутствия критерия нуждаемости семьи ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обеспеченность каждого члена семьи истца площадью жилого помещения составляла 13,93 кв.м. (83,6 кв.м./6 человек).

Судом проверен расчет и с учетом положений о членах семьи участника, учитывая факт регистрации и доказательства регистрации по вышеуказанным адресам, при норме постановке 12 кв.м. - имевшая место быть норма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по 13,93 кв.м. на каждого члена семьи ФИО1, свидетельствовала об отсутствии нуждаемости истца и наличии оснований для снятия его с учета.

Тот факт, что ФИО1 не был снят с учета в указанный период стал возможным по причине не предоставления истцом достоверной информации, которую он обязался предоставлять и о чем указал в заявлении о постановке на учет.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ).

Тот факт, что истец не предоставил ответчику сведений об изменении регистрации его и членов его семьи, изменении жилищных условий, свидетельствует о недобросовестности истца, в связи с чем решение было принято ответчиком после обнаружения факта недобросовестности и факта отсутствия нуждаемости в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тот факт, что на дату принятия решения семья истца является нуждающейся, не изменяет законности принятого ответчиком решения, так как право состоять на учете утрачено ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и установленных в судебном заседании наличии законных оснований для отказа истцу в предоставлении мер государственной поддержки, судом принимается решение об отказе в удовлетворении исковых требований по вышеизложенным мотивам и основаниям.

В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 (паспорт ) к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (ИНН ) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

    районного суда                                   подпись судьи                            Н.А.Калиниченко

Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 21 августа 2023 года

2-2642/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бырсан Петр Александрович
Ответчики
Департамент строительства ХМАО-Югры
Суд
Ханты - Мансийский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Калиниченко Н.А.
Дело на странице суда
hmray--hmao.sudrf.ru
16.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2023Дело оформлено
26.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее