Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-34/2021 (3а-1824/2020;) ~ М-1273/2020 от 07.10.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 марта 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Шуваркиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-34/2021 по административному исковому заявлению Ямщикова С.В. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Ямщиков С.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 984 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2013 года в размере 20 844 420,03 рублей.

В обоснование заявленных требований Ямщиков С.В. указал, что является сособственником названного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.

В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Вяльцева М.В. не явилась, представила суду ходатайство, в котором уточнила заявленные требования, просила рассматривать дело в ее отсутствие.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица Администрация г.о. Самары, Министерство имущественных отношений Самарской области, Ямщиков А.С., Внукова К.С., не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Правительство Самарской области – письменные возражения.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные Ямщиковым С.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Ямщикову С.В. (доля в праве 8/10), Ямщикову А.С. (доля в праве 1/10), Внуковой К.С. (доля в праве 1/10) на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 984 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 по состоянию на 25 июля 2013 года в размере 31 198 359,60 рублей.

    Административный истец, являясь собственником указанного выше нежилого помещения, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого помещения, 07 октября 2020 года Ямщиков С.В. с пропуском срока обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 2020.09-46/2, выполненный 02 октября 2020 года обществом с ограниченной ответственностью «Бюро оценочных технологий», согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 25 июля 2013 года определена в размере 19 054 024 рублей.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца и Администрации г.о. Самары была назначена судебная экспертиза. Производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью НПО «Азимут».

По результатам судебной экспертизы, проведённой 1 февраля 2021 года, составлено экспертное заключение № 150-СЭ, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 25 июля 2013 года составила 20 844 420,03 рублей.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

    Исследовав экспертное заключение, суд находит выводы заключения эксперта правильными, величину рыночной стоимости, установленную этим заключением, - достоверной. Указанное экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Суд принимает во внимание, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.

Заключение эксперта содержит определение рыночной стоимости нежилого помещения на основе исследования качественных и количественных характеристик объектов, внешних факторов, влияющих на рыночную стоимость исследуемого объекта.

Отчет об оценке не может быть принят во внимание при определении величины рыночной стоимости помещения, поскольку достоверной является величина рыночной стоимости, определенная заключением экспертизы.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость нежилого помещения подлежит установлению равной рыночной стоимости в размере, определённом заключением экспертизы.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 07 октября 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Ямщикова С.В. удовлетворить.

Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 984 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2013 года в размере 20 844 420, 03 руб.

Датой обращения Ямщикова С.В. в суд считать 7 октября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2021 года.

3а-34/2021 (3а-1824/2020;) ~ М-1273/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ямщиков С.В.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Внукова К.С.
Министерство имущественных отношений Самарской области
Ямщиков А.С.
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.10.2020Регистрация административного искового заявления
07.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2020Судебное заседание
16.02.2021Производство по делу возобновлено
03.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее