Дело № 5-31/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
27 января 2021 года г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.203
Судья Приморского районного суда Архангельской области Ковач Н.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.15 КоАП РФ, в отношении Крюкова А. П., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего <данные изъяты>
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении, Крюков А.П. в нарушение ч. 2 статьи 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пункта 2 Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденных Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 127, в отсутствии разрешения (открытого листа) с 2019 года занимался приборным поиском, с помощью металлоискателя «Минелаб Х-terra 705» вблизи <адрес> производил поиск металлолома с целью сдачи в пункты приема металла и предметов старины с целью коллекционирования.
В судебное заседании Крюков А.П. не явился, согласно телефонограммы, согласен с протоколом об административном правонарушении. Просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).
Действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ.
Согласно примечанию к указанной статье, под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.
Из анализа диспозиции части 1 статьи 7.15 КоАП РФ, следует, что объектом правонарушения по приведенной статье являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности культурного наследия народов Российской Федерации, включая памятники археологии, выражающиеся в данном случае в отсутствие специального разрешения на проведение и осуществление конкретных действий - ведение археологических разведок или раскопок.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.
Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).
Согласно п. 7 ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения
1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.
Как следует из Постановления Правительства N 127 от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: а) археологические разведки; б) археологические раскопки; в) археологические наблюдения.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что Крюков А.П., в отсутствии разрешения (открытого листа) в период ДД.ММ.ГГГГ занимался проведением археологических полевых работ вблизи <адрес> с использованием специальных технических средств поиска - металлоискателя «Минелаб-Х-terra 705», о чем свидетельствуют действия Крюкова А.П., поскольку отыскивая металлоискателем в том числе, монеты, нательные кресты, являющиеся археологическими предметами, он изымал их из земли.
Факт совершения Крюковым А.П. административного правонарушения не отрицается Крюковым А.П. и подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; справкой в отношении разрешений (открытых листов) № от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра предметов (документов) б/н от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением); актом осмотра предметов (документов) б/н от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением), заключением археолога ООО «Археологический научно-координационный центр» по итогам визуального исследования монет, нательных православных крестов б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому представленные на исследование монеты в количестве трех штук, нательные православные кресты в количестве двух штук имеют следы коррозии, характерные для предметов, долгое время пролежавших в земле, данные предметы являются археологическими предметами, а также имеют музейную ценность; протоколом опроса Свидетель от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом опроса Крюкова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ; актом получения трех монет, двух нательных православных крестов.
Как следует из представленных материалов металлоискатель «Минелаб Х-terra 705», с помощью которого Крюковым А.П. осуществлялся поиск был приобретен его супругой Свидетель в ДД.ММ.ГГГГ, который был продан его супругой неизвестному лицу, контактов которого у них не осталось.
Все исследованные в судебном заседании доказательства являются достоверными, допустимыми и относимыми.
Анализируя и оценивая в судебном заседании в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ исследованные доказательства в их совокупности, считаю вину Крюкова А.П. в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирую его действия по ч.3 ст.7.15 КоАП РФ, как проведение археологических полевых работ совершенных с использованием специальных технических средств поиска без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Крюкова А.П. и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедура оформления протокола соблюдена.
Собранные по делу доказательства являются допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Крюкова А.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.15 КоАП РФ.
За совершенное правонарушение Крюков А.П. подлежит административному наказанию.
Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, а также оснований для освобождения Крюкова А.П. от административной ответственности, не имеется.
Срок давности привлечения Крюкова А.П. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
При назначении наказания судом учитывается характер совершенного Крюковым А.П. административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, наличие смягчающих обстоятельств (признание вины), отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Три монеты, а также два нательных православных креста добытых Крюковым А.П. согласно материалам дела, выданы оперуполномоченному РУ ФСБ России по Архангельской области Шевелеву И.П.,
В соответствии с ч.3 ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В силу п. 3 ст. 49, п.11 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой и обнаруженные в результате проведения работ, перечисленных в п. 11 ст. 36 названного закона, находятся в государственной собственности и подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» для физических и юридических лиц, владеющих археологическими предметами, установлен запрет на их отчуждение за исключением случая передачи государству, универсального правопреемства, распоряжения законно ввезенными на территорию Российской Федерации археологическими предметами в соответствии с законодательством данного государства, а также отчуждения археологических предметов, находящихся во владении физических и юридических лиц на день вступления в силу данного закона, в порядке, установленном Законом о Музейном фонде, при условии их включения не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм изъятые у Крюкова А.П. археологические предметы: три монеты, два нательных православных креста, имеющие статус изъятых из оборота, должны быть обращены в собственность Российской Федерации
Издержек, связанных с рассмотрением данного дела об административном правонарушении, не имеется. Вещественных доказательств по данному делу об административных правонарушениях не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 3.7 КоАП РФ, суд
постановил:
Крюкова А. П. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Монету номиналом 5 коп., 1758 г., выполненную из сплава меди и олова; монету номиналом 2 коп., 1870 г., выполненную из сплава меди и олова; монету номиналом 20 коп., 1876 г., выполненную из серебра; два нательных православных креста, выполненных из сплава меди и олова (один поврежден) обратить в собственность Российской Федерации путем передачи в Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
УИН 18902996060210000051,
казн/счет 03100643000000012400
УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (РУФСБ России по Архангельской области л/с 04241299600),
ИНН 2901100371,
КПП 290101001,
ОГРН 10229000507772,
единый казначейский счет 40102810045370000016, Банк получателя: Отделение Архангельск, г. Архангельск
БИК 011117401,
ОКТМ 11701000,
КБК 18911601131019000140,
Идентификатор участника ГИС ГМП 3649cb
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административному аресту на срок до 15 суток, либо обязательным работам на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Ковач