Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2515/2022 ~ М-2174/2022 от 22.07.2022

УИД 79RS0002-01-2022-004800-10

Дело № 2-2515/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

председательствующей судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

истца Скрыловой Т.А.,

представителя истца Бахирева В.И.,

представителя ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО Ковешниковой А.В.,

при секретаре Гуриной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скрыловой Татьяны Алексеевны, Скрылова Максима Игоревича к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Скрылова Т.А., Скрылов М.И. обратились в суд с иском к ОГБУ «МФЦ в ЕАО», мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории ЕАО», на территории ЕАО с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации (в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления и введением на территориях Ленинского муниципального района, Биробиджанского муниципального района, МО «Город Биробиджан» режима ЧС.

Истцы на момент объявления режима ЧС проживали по адресу: <адрес>.

Данный дом попал в зону подтопления в 2020 году, обследование данного дома на предмет признания жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации не проводилось в связи с принятием мэрией города распоряжения от 14.07.2020 о признании жилого дома непригодным для проживания в связи с его аварийным состоянием и подлежащим сносу. Однако, это обстоятельство не может лишать истца права на получение мер государственной поддержки как лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

<адрес> совместно с истцами зарегистрированы, но на момент введения ЧС не проживали члены семьи: Кузовлев И.Д., Кузовлева Е.И., Фефелова М.А.

Просят суд обязать МО «Город Биробиджан» ЕАО предоставить информацию в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО о жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО; признать за Скрыловой Татьяной Алексеевной, Скрыловым Максимом Игоревичем право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать ОГБУ «МФЦ в ЕАО» включить Скрылову Татьяну Алексеевну, Скрылова Максима Игоревича в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать ОГБУ «МФЦ в ЕАО» выдать свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного помещения Скрыловой Татьяной Алексеевной, Скрыловым Максимом Игоревичем из расчета площади утраченного жилого помещения - 40,4 кв.м. Обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что вследствие замедления его исполнения, исполнение может оказаться невозможным.

Определением от 29.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ; Министерство финансов РФ.

В судебном заседании истец Скрылова Т.А. требования искового заявления поддержала. Суду пояснила, что в доме находилась вода, имеется грибок, вещи отсырели, полы сгнили, фундамента нет. Истец является нанимателем жилого помещения по договору социального найма с 2005 года. Она и сын зарегистрированы в доме и постоянно проживали на момент ЧС. В собственности иных помещений не имеет, является вдовой, сын в браке не состоит.

Представитель истца Скрыловой Т.А. – Бахирев В.И. в судебном заседании иск поддержал. Суду пояснил, что в результате подтопления дом находится в аварийном состоянии, дом не пригоден для проживания, фундамент дома сгнил.

Представитель ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО Ковешникова А.В. с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что спорный дом входит в зону ЧС и был подтоплен. Обследование дома не проводилось, так как в 2020 году признано аварийным и подлежащим расселению в 2030 году.

Истец Скрылов М.И., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утвержден Порядок и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных.

Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане: являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории ЕАО жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством ЕАО в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований ЕАО об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО.

Органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе, на основании заявлений граждан и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, определенных распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления».

Частью 1 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Из материалов дела установлено, что нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Скрылова Т.В. Совместно с ней внесен в качестве члена семьи сын – Скрылов М.И., что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 15.10.2007.

Согласно адресным справкам ГАСР УВМ УМВД России по ЕАО от 10.08.2022 в указанном жилом помещении зарегистрированы Скрылова Т.А. с 28.03.2005, Скрылов М.И. – с 28.03.2005.

Распоряжением мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО от 14.07.2020 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом. Срок расселения установлен не позднее 31.12.2030.

Из материалов дела установлено, что истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации не имели в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Из строительно-технического заключения от 18.07.2022, составленного ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад», следует, что спорный жилой дом обследован, выявлены значительные повреждения как несущих элементов, так и ненесущих элементов здания. Жилой дом и имеет следы естественного износа, связанные с эксплуатацией дома, но критические повреждения и деформации конструкции и элементов здания возникли в результате чрезвычайной ситуации в летне-осенний период 2020 года, интенсивного выпадения дождевых осадков и подъема поводковых вод, что привело к подмыванию основания фундамента и в последующем к нарушению целостности фундамента. При разрушении целостности фундамента произошли деформации стен и образование трещин. Прочность несущих строительных конструкций уменьшилась по причине разрушения и деформации монолита фундамента, ускоренного гниения нижних венцов деревянных конструкций наружных стен, вследствие появления деформаций и напряжений, которые значительно превышают прочностные характеристики строительных элементов несущих стен, нормативные показатели предельно допустимых напряжений. Наружная выпуклость несущих стен привела к нарушению устойчивости. Вследствие потери прочности несущих стен и перегородок возникают условия для обрушения строительных конструкций. Потолочные перекрытия - установлены дефекты, повреждения, деформации, прогибы и выгибания потолочных перекрытий. Имеются трещины с раскрытием до 10 мм. по поверхности потолочных перекрытий, а также по стыкам сопряжения потолочных перекрытий и стен здания. Наибольшую опасность представляют трещины по границе стыка потолочных перекрытий и стен здания, что свидетельствует о разрушении и потере прочности механических креплений между несущими стенами и потолками, образуется опасность обрушения потолочных перекрытий. Имеются следы намокания поверхности, образования плесневых грибков, отслоения и шелушения отделочного штукатурного и известкового покрытия на потолочных перекрытиях внутри помещений здания. Кровля здания - двухскатная с покрытием волнистыми асбестоцементными листами без водоотведения. Водоотвод с кровли - неорганизованный, без водостоков. В отдельных местах видны деформации и дефекты кровли - провесы, сколы, щели. Отмечается гниение балок стропильной системы. Через повреждения кровельного покрытия происходит протекание атмосферных мокрых осадков в жилые помещения здания. Конструктивная система стропильной системы не нарушена. Печь - каменная на фундаментной основе. Отмечается просадка фундамента печи в следствии подмыва основания. Наблюдается разрушение кладки, образования глубоких трещин, что не отвечает требованиям СП 83.13330.2016, требованиям пожарной безопасности установленные СП 7.13130.2013. Ненадлежащее обслуживание для поддержания рабочего технического состояния жилого здания, а также недостаточность плановых текущих и восстановительных ремонтов, после выработки ресурса срока эксплуатации, привело к значительному физическому и моральному износу здания. По этой причине также не целесообразно производить реконструкцию и капитальный ремонт здания. Нецелесообразно производить реконструкцию и капитальный ремонт здания исходя из экономических соображений, так как затраты с учетом демонтажа старых строительных конструкций могут составить до 120% и более от сметной стоимости строительства нового здания такого же типа. Капитальный ремонт здания с целью восстановления несущей способности строительных конструкций нецелесообразен по следующим основаниям. Для устранения причины разрушения несущих стен необходимо устранить деформации фундамента и грунтового основания под фундаментом, т. е. заменить фундамент. Чтобы произвести капитальный ремонт фундамента и грунтового основания под фундаментом, потребуется произвести демонтаж всех строительных конструкций: крыши, стен здания и фундамента, замену деформированных и поврежденных несущих и ограждающих конструкций, и новое строительство здания с заменой дефектных строительных конструкций на новые. Это влечет значительные финансовые затраты, превышающие стоимость нового здания. Имеющиеся колонии патогенных плесневых грибов на внутренней отделке помещения, оказывают негативное влияние на здоровье человека, нарушают эксплуатационные характеристики объекта. Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор, имеется повсеместно в воздухе и на поверхности земли. Они могут вызывать головокружение, головные боли, аллергические заболевания кожи и дыхательных путей, которые трудно диагностировать и лечить, а также другие расстройства здоровья — мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз и другие заболевания. Люди с ослабленным иммунитетом больше подвергаются поражения внутренних органов из-за плесневых грибов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер и вызывают трудности при лечении. Выявленные недостатки свидетельствуют: об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, которые могут вызвать потерю устойчивости конструкций здания (п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47); микроклимат жилого помещения, не позволяет обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47). Эксперты пришли к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> создает опасность для нахождения людей в доме, тем более для дальнейшего проживания, является аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчики не представили в суд доказательств опровергающих правовую позицию истца. Учитывая состязательность процесса, суд принимает решение на основании доказательств собранных в судебном заседании.

Таким образом, оценив обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нанимателем которого является Скрылова Т.А., пострадало в результате чрезвычайной ситуации 2020 года. На дату введения режима чрезвычайной ситуации истцы не имели в собственности иного, пригодного к проживанию, жилого помещения. Следовательно, они имеют право на получение мер государственной поддержки, установленных вышеназванными нормативно-правовыми актами, в связи с чем в указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО необходимо возложить обязанность направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО сведения для включения жилого помещения по адресу: <адрес> перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.

В силу п. 9 Порядка, размер выплаты определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по субъектам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором ЕАО Перечня.

Согласно представленным документам общая площадь жилого помещения, расположенного в <адрес>, составляет 40,4 кв.м.

Таким образом, размер выплаты истцам должен осуществляться из расчета 40,4 кв.м.

При указанных обстоятельствах суд считает, что ОГБУ МФЦ в ЕАО необходимо обязать включить истцов в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать им свидетельство, на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного на состав семьи 2 человека из расчета площади жилого помещения –40,4 кв.м.

В соответствии со статьей 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая, что жилое помещение, в котором проживают истцы непригодно для проживания и выявленные экспертами нарушения создают опасность для проживания людей в доме, суд считает возможным обратить данное решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Скрыловой Татьяны Алексеевны, Скрылова Максима Игоревича к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать за Скрыловой Татьяной Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты>), Скрыловым Максимом Игоревичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты> право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с повышением отметок опасного явления.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (ИНН 7901525782, ОГРН 1057900040912) направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области сведения для включения жилого помещения по адресу: <адрес> перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) включить Скрылову Татьяну Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку с<данные изъяты>), Скрылова Максима Игоревича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>) в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного на площадь жилого помещения 40,4 кв.м.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2022.

2-2515/2022 ~ М-2174/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Скрылова Татьяна Алексеевна
Ответчики
МФЦ ОГБУ
Мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО
Министерство финансов РФ
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
22.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2022Передача материалов судье
29.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2022Подготовка дела (собеседование)
19.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2023Дело оформлено
12.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее