Дело № 2-916/2020 22 апреля 2020 года город Котлас
29RS0008-01-2020-001188-09
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ашуткиной К.А.,
при секретаре Чекалиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 22 апреля 2020 года гражданское дело по иску Захаровой Елены Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) о признании незаконным решения, включении спорных периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и обязании назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Захарова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) (далее - Управление) о признании решения незаконным, включении спорных периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 7 сентября 2019 года и обязании назначить страховую пенсию по старости с 7 марта 2020 года. В обоснование исковых требований указала, что она обратилась в Управление с заявлением о назначении ей досрочной пенсии. Ответчик отказал ей в досрочном назначении пенсии, не включив в специальный стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 10 февраля 1998 года по 20 февраля 1998 года, с 22 февраля 1999 года по 5 марта 1999 года, с 4 апреля 2005 года по 14 апреля 2005 года, с 26 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 24 октября 2011 года по 3 ноября 2011 года, с 21 сентября 2015 года по 2 октября 2015 года. На курсы повышения квалификации Захарова Е.А. направлялась работодателем, в период прохождения курсов за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. С решением Управления № 61251/20 от 26 февраля 2020 года истец не согласна, просит признать решение Управления незаконным, включить спорные периоды работы в стаж, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 7 сентября 2019 года и обязать Управление назначить ей страховую пенсию по старости с 7 марта 2020 года.
В судебное заседание истец Захарова Е.А. не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Управления в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя и письменный отзыв на иск, согласно которому спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку действующим законодательством не предусмотрены, непосредственно в эти периоды педагогическая работа не осуществлялась, в связи с чем они не учитываются при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года признается право каждого человека на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, здесь и далее в редакции, действующей с 1 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 7 которого предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Положениями подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также было предусмотрено право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно указанному Списку № 781 право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях. В п. 1 раздела «наименование должностей» Списка № 781 включена должность «учитель».
12 февраля 2020 года истец обратилась в Управление с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Решением № от __.__.__ ответчик отказал ей в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого педагогического (специального) стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10 февраля 1998 года по 20 февраля 1998 года, с 22 февраля 1999 года по 5 марта 1999 года, с 4 апреля 2005 года по 14 апреля 2005 года, с 26 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 24 октября 2011 года по 3 ноября 2011 года, с 21 сентября 2015 года по 2 октября 2015 года.
На дату обращения в Управление стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 25 лет 1 месяц 22 дня.
Согласно записям в трудовой книжке Захарова Е.А. 17 августа 1992 года принята на должность учителя в среднюю школу № 82 ст. Котлас, которая в последующем переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 82», где работает по настоящее время.
Занимаемая истцом должность учителя, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на льготных основаниях, предусмотрена Списком № 781.
Как установлено судом и это следует из материалов дела Захарова Е.А. находилась на курсах повышения квалификации в периоды с 10 февраля 1998 года по 20 февраля 1998 года, с 22 февраля 1999 года по 5 марта 1999 года, с 4 апреля 2005 года по 14 апреля 2005 года, с 26 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 24 октября 2011 года по 3 ноября 2011 года, с 21 сентября 2015 года по 2 октября 2015 года, что подтверждается материалами дела, курсы повышения квалификации были связаны с педагогической деятельностью.
Как указано в пункте 2 Правил № 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила № 516, согласно пункту 4 которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. ст. 112 и 116 КЗоТ РФ за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства и в служебные командировки сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок). Указанная норма сохранена и в действующем законодательстве - ст. ст. 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж на основании указанных положений, поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Из сохраненной заработной платы истца производились все удержания, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ответчик считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности, в связи с тем, что непосредственно в эти периоды педагогическая работа не осуществлялась.
Суд признает несостоятельным данный довод ответчика, так как в силу специфики педагогической деятельности обучение на курсах повышения квалификации необходимо педагогическим работникам, поскольку все перечисленные периоды направлены на выполнение общей цели - повышение уровня знаний, квалификации педагогического работника.
Как следует из материалов дела, истец в указанные периоды работала в должности, предусмотренной Списком № 781, в течение полного рабочего дня, обучение на курсах повышения квалификации носило для нее обязательный характер, она направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя.
С учетом изложенного суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы, в связи с чем, они подлежат включению в стаж работы истца по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
С учетом включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, по состоянию на 7 сентября 2019 года составит 25 лет.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 86 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 декабря 2019 год № 685п, заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Согласно положениям ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» пенсия истцу может быть назначена не ранее, чем через 6 месяцев после выработки 25 лет специального стажа.
Таким образом, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, истец Захарова Е.А. выразила свою волю на назначение досрочной страховой пенсии по старости в заявлении от 12 февраля 2020 года, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ у Захаровой Е.А. возникло 7 марта 2020 года, в связи с чем исковые требования о признании решения Управления незаконным, об обязании Управления назначить ей страховую пенсию по старости с 7 марта 2020 года также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требования истца о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 7 сентября 2019 года следует отказать.
В соответствии ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Управления в пользу истца Захаровой Е.А. также подлежит взысканию государственная пошлина в порядке возврата в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Захаровой Елены Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) о признании незаконным решения, включении спорных периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и обязании назначить страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонного) № от __.__.__ об отказе Захаровой Елене Алексеевне в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) включить Захаровой Елене Алексеевне в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды прохождения курсов повышения квалификации с 10 февраля 1998 года по 20 февраля 1998 года, с 22 февраля 1999 года по 5 марта 1999 года, с 4 апреля 2005 года по 14 апреля 2005 года, с 26 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 24 октября 2011 года по 3 ноября 2011 года, с 21 сентября 2015 года по 2 октября 2015 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонное) назначить Захаровой Елене Алексеевне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 7 марта 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонного) в пользу Захаровой Елены Алексеевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Захаровой Елены Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 7 сентября 2019 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий К.А. Ашуткина
мотивированное решение составлено 24 апреля 2020 года