Дело № 2-68/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года п.Чернянка
Чернянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Тонких Н.С.,
при секретаре Рязанцевой Т.А.,
в отсутствие истца Прохорова Д.С., ответчика Скоробогатова А.С., о времени и месте судебного заседания уведомленных своевременно и надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохорова Дмитрия Сергеевича к Скоробогатову Артему Сергеевичу о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
установил:
16 февраля 2020 г. Скоробогатов А.С. находился в общественном месте около магазина «Пятерочка», расположенного по адресу: п.Чернянка ул.Железнодорожная, д.41Б, в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, то есть совершал административное правонарушение, предусмотренное ст.20.21 КоАП РФ.
Исполняя должностные обязанности по пресечению административных правонарушений и производству по делам об административных правонарушениях, Прохоров Д.С. потребовал от Скоробогатова А.С. проследовать в ОГБУЗ «Чернянская ЦРБ им.П.В.Гапотченко» для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
16.02.2020 г. в 21 час 10 минут Скоробогатов А.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в помещении приемного отделения ОГБУЗ «Чернянская ЦРБ им.П.В.Гапотченко», расположенного по адресу: п.Чернянка, ул.Степана Разина, д.2 «а», умышленно, достоверно зная, что Прохоров Д.С., находившийся в форменном обмундировании сотрудника полиции и при исполнении своих служебных обязанностей является сотрудником полиции и, то есть представителем власти, публично, в присутствии третьих лиц – ААВ, БОВ и ГАХ, не являющихся сотрудниками правоохранительных органов, с целью унизить честь и достоинство последнего, из мести за выполнение им своих должностных обязанностей по пресечению административного правонарушения, нарушая нормы морали и принятого в обществе поведения, используя ненормативную лексику, устно высказал в адрес Прохорова Д.С. слова и выражения, унизив честь, достоинство и деловую репутацию представителя власти, подорвав его престиж в глазах присутствующих при этом посторонних лиц.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Чернянского района Белгородской области от 19 марта 2020 г. было прекращено уголовное дело и уголовное преследование в отношении Скоробогатова А.С., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ на основании ст.25.1 УПК РФ. Скоробогатов А.С. в соответствии со ст.76.2 УК РФ освобожден от уголовной ответственности и ему назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 15000 рублей.
Постановление вступило в законную силу 31.03.2020 г.
Дело инициировано иском Прохорова Д.С., который просит взыскать с Скоробогатова Артема Сергеевича, 00.00.0000 года рождения, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 данного Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации вышеуказанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (часть 2 статьи 1101 ГК РФ).
На основании пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Конституция Российской Федерации, в силу части 1 статьи 17 которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, одновременно устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 той же статьи), в частности достоинство личности, охраняемое государством (часть 1 статья 21).
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу статьи 10 ГК РФ, не допускаются.
Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 6 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 УК РФ, статьи 150, 151 ГК РФ).
Исходя из содержания части 1 статьи 42 УПК РФ, потерпевший при рассмотрении судом уголовного дела по существу имеет право на компенсацию морального вреда, если вред был причинен преступлением.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Вина ответчика в публичном оскорблении Прохорова Д.С. как представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей, используя ненормативную лексику, высказывая в адрес истца слова и выражения, унижающие честь, достоинство и деловую репутацию представителя власти, подорвав его престиж в глазах присутствующих при этом посторонних граждан, установлена вышеуказанным постановлением суда. Данные обстоятельства вновь не доказываются и обязательны для суда, рассматривающего гражданское дело.
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из принципа разумности и справедливости, учитывает характер и степень причиненных истцу нравственных страданий.
Оскорбление истца, как сотрудника правоохранительных органов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, в присутствии посторонних лиц, несомненно, причинило последнему нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника правоохранительных органов.
На основании вышеуказанного суд считает, что компенсация морального вреда в размере 5000 рублей является обоснованной.
Ответчик Скоробогатов А.С. судебную повестку о вызове его в судебное заседание 11.02.2021 г. получил, что подтверждается распиской (л.д.15).
Согласно ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные ГПК РФ, и должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), лица, участвующие в деле должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Ответчик был извещен о возбуждении гражданского дела в суде, каких-либо возражений относительно заявленных требований не представил, что позволяет сделать вывод о том, что он самоустранился от участия в процессе в связи с чем, в силу ст. 56 ГПК РФ несет риск неблагоприятных последствий, вызванный непредставлением доказательств.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., ввиду освобождения истца от уплаты госпошлины на основании закона.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Прохорова Дмитрия Сергеевича удовлетворить.
Взыскать с Скоробогатова Артема Сергеевича, 00.00.0000 года рождения, в пользу Прохорова Дмитрия Сергеевича в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.
Взыскать с Скоробогатова Артема Сергеевича государственную пошлину в размере 300 рублей в доход муниципального района «Чернянский район» Белгородской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Чернянский районный суд.
Судья Н.С.Тонких