УИД № 31 RS 0017-01-2021-000647-54 № 2-458/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 13 июля 2021 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Марковского С.В.
при секретаре Белкиной В.В.,
с участием помощника прокурора Прохоровского района Кулабуховой Е.Д.,
представителя ответчиков - образовательных учреждений и третьего лица Рындиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прохоровского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальным бюджетным образовательным учреждениям «Береговская СОШ», «Вязовская СОШ», «Журавская СОШ», «Кривошеевская СОШ», «Плотавская СОШ», «Маломаяченская СОШ», «Подолешенская СОШ», «Большанская ООШ», «Лучковская СОШ», «Прохоровская гимназия», «Радьковская СОШ», «Шаховская СОШ», «Донецкая ООШ», «Масловская ООШ», «Сагайдаченская ООШ», «Коломыцевская ООШ», «Ржавецкая СОШ», «Холоднянская СОШ», «Призначенская СОШ», «Прелестненская СОШ» и к администрации муниципального района «Прохоровский район» об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой Прохоровского района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Прохоровского района и органами местного самоуправления Прохоровского района законодательства в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, а также о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В ходе проверки выявлено, что в деятельности Муниципальных бюджетных образовательных учреждений «Береговская СОШ», «Вязовская СОШ», «Журавская СОШ», «Кривошеевская СОШ», «Плотавская СОШ», «Маломаяченская СОШ», «Подолешенская СОШ», «Большанская ООШ», «Лучковская СОШ», «Прохоровская гимназия», «Радьковская СОШ», «Шаховская СОШ», «Донецкая ООШ», «Масловская ООШ», «Сагайдаченская ООШ», «Коломыцевская ООШ», «Ржавецкая СОШ», «Холоднянская СОШ», «Призначенская СОШ», «Прелестненская СОШ» имеются нарушения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», выразившиеся в отсутствии в образовательном учреждении тактильных средств отображения информации и сигнализации, в том числе табличек, указателей, планов эвакуации с нанесенными на них рельефными надписями, знаками и символами, выполненными шрифтом Брайля, а также информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании.
В связи с этим прокурор Прохоровского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать вышеуказанные образовательные учреждения и администрацию муниципального района «Прохоровский район», как их учредителя, обеспечить в образовательных учреждениях наличие тактильных средств отображения информации и сигнализации, в том числе табличек, указателей, планов эвакуации с нанесенными на них рельефными надписями, знаками и символами, выполненными шрифтом Брайля, а также информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309.
В судебном заседании прокурор Кулабухова Е.Д. поддержала свои требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков образовательных учреждений и 3 лица Рындина О.В. согласилась с выявленными нарушениями и заявленными требованиями. Пояснила, что выявленные нарушения будут устранены в кратчайшие сроки.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Прохоровский район» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленный о дате и месте судебного заседания, ходатайств об отложении разбирательства не заявил. В связи с этим суд считает, что неявка представителя ответчика не является препятствием к разрешению исковых требований.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
В связи с этим прокурор имеет полномочия на предъявление настоящего иска.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами на территории Прохоровского района Белгородской области расположены Муниципальные бюджетные образовательные учреждения «Береговская СОШ», «Вязовская СОШ», «Журавская СОШ», «Кривошеевская СОШ», «Плотавская СОШ», «Маломаяченская СОШ», «Подолешенская СОШ», «Большанская ООШ», «Лучковская СОШ», «Прохоровская гимназия», «Радьковская СОШ», «Шаховская СОШ», «Донецкая ООШ», «Масловская ООШ», «Сагайдаченская ООШ», «Коломыцевская ООШ», «Ржавецкая СОШ», «Холоднянская СОШ», «Призначенская СОШ», «Прелестненская СОШ». Каждое из указанных учреждений является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствие с Уставом.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее- Закон) целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, в соответствии с пп. «е» п. 3 которого, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе, дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с п. 6.16 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» для обеспечения инвалидов с нарушением функции зрения (слепых) уведомляющей ориентирующей информацией о местоположении и назначении элементов зданий (помещения санитарно-гигиенических узлов, инженерного оборудования, средств связи и т.д.), а также о направлении путей движения в коммуникационном пространстве при создании информационных систем в архитектурной среде следует предусматривать тактильные средства отображения информации и сигнализации, в том числе таблички и указатели с нанесенными на них рельефными надписями, знаками и символами, а также надписями, знаками и символами, выполненными шрифтом Брайля; тактильные разметки и указатели путей движения инвалидов, в том числе тактильные информационные плиты дорожного покрытия с нанесенными на них рельефными полосами.
Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регламентирует организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Критерии для обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равными условиями жизнедеятельности с другими категориями населения для общественных, жилых и производственных зданий определяется Сводом Правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту – Правила).
Также, пунктом п. 8.1.6 Свода Правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утверждённых Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, предусмотрено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.
Данная схема должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м.
Проверкой прокурора установлено, и подтверждено в настоящем судебном заседании представителем ответчика, что в нарушение указанных выше требований закона в помещениях зданий Муниципальных бюджетных образовательных учреждений «Береговская СОШ», «Вязовская СОШ», «Журавская СОШ», «Кривошеевская СОШ», «Плотавская СОШ», «Маломаяченская СОШ», «Подолешенская СОШ», «Большанская ООШ», «Лучковская СОШ», «Прохоровская гимназия», «Радьковская СОШ», «Шаховская СОШ», «Донецкая ООШ», «Масловская ООШ», «Сагайдаченская ООШ», «Коломыцевская ООШ», «Ржавецкая СОШ», «Холоднянская СОШ», «Призначенская СОШ», «Прелестненская СОШ» с правой стороны по ходу движения, на удалении от 2 до 4 м от центрального входа отсутствуют тактильные средства отображения информации и сигнализации, в том числе таблички и указатели с нанесенными на них рельефными надписями, знаками и символами, выполненными шрифтом Брайля.
Отсутствие тактильных средств отображения информации и сигнализации может помешать инвалиду воспользоваться своим правом на перемещении в указанном учреждении, а также на получение информации и помощи.
Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом образовательных учреждений их учредителем является администрация муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет управление образования администрации Прохоровского района Белгородской области. Собственником имущества Учреждения является муниципальный район «Прохоровский район» Белгородской области.
17.05.2021 г. прокурором Прохоровского района внесены представления директорам Муниципальных бюджетных образовательных учреждений «Береговская СОШ», «Вязовская СОШ», «Журавская СОШ», «Кривошеевская СОШ», «Плотавская СОШ», «Маломаяченская СОШ», «Подолешенская СОШ», «Большанская ООШ», «Лучковская СОШ», «Прохоровская гимназия», «Радьковская СОШ», «Шаховская СОШ», «Донецкая ООШ», «Масловская ООШ», «Сагайдаченская ООШ», «Коломыцевская ООШ», «Ржавецкая СОШ», «Холоднянская СОШ», «Призначенская СОШ», «Прелестненская СОШ» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, а также прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасное пребывание в образовательной организации. Однако, выявленные нарушения закона до настоящего времени не устранены.
В соответствии со ст.22 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Согласно п.2 Декларации о правах инвалидов (далее - Декларация) инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.
В силу п.3 Декларации инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной.
Пункт 5 Декларации предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
При этом недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными, мотивированными, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Учитывая, что для исполнения решения суда ответчикам необходимо сформировать бюджет с учетом дополнительных расходов, провести аукцион с целью выполнения работ и определения лиц, оказывающих соответствующие услуги, заключить с ними контракты, что предполагает необходимость ответчику дополнительного времени, суд приходит к выводу о необходимости в силу ст.206 ГПК РФ установления срока исполнения решения до 01.10.2021 года, о котором ходатайствует истец. Данного срока, по мнению суда, будет достаточно ответчикам для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Прохоровского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальным бюджетным образовательным учреждениям «Береговская СОШ», «Вязовская СОШ», «Журавская СОШ», «Кривошеевская СОШ», «Плотавская СОШ», «Маломаяченская СОШ», «Подолешенская СОШ», «Большанская ООШ», «Лучковская СОШ», «Прохоровская гимназия», «Радьковская СОШ», «Шаховская СОШ», «Донецкая ООШ», «Масловская ООШ», «Сагайдаченская ООШ», «Коломыцевская ООШ», «Ржавецкая СОШ», «Холоднянская СОШ», «Призначенская СОШ», «Прелестненская СОШ» и к администрации муниципального района «Прохоровский район» об обязании совершить действия,
- удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области, а также Муниципальные бюджетные образовательные учреждения «Береговская СОШ», «Вязовская СОШ», «Журавская СОШ», «Кривошеевская СОШ», «Плотавская СОШ», «Маломаяченская СОШ», «Подолешенская СОШ», «Большанская ООШ», «Лучковская СОШ», «Прохоровская гимназия», «Радьковская СОШ», «Шаховская СОШ», «Донецкая ООШ», «Масловская ООШ», «Сагайдаченская ООШ», «Коломыцевская ООШ», «Ржавецкая СОШ», «Холоднянская СОШ», «Призначенская СОШ», «Прелестненская СОШ» обеспечить в срок до 01.10.2021 года в своих образовательных учреждениях наличие
- тактильных средств отображения информации и сигнализации, в том числе табличек, указателей, планов эвакуации с нанесенными на них рельефными надписями, знаками и символами, выполненными шрифтом Брайля;
- информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд.
Судья С.В. Марковской
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2021 года