УИД 79RS0002-01-2021-006385-89
М. № 13а-696/2022 (Дело № 2-2273/2021)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 мая 2022 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление правительства Еврейской автономной области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Еврейской автономной области (далее – Правительство ЕАО) обратилось в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что 19.01.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особях исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера, в рамках возбужденного 10.12.2021 исполнительного производства № 54985/21/27027-ИП об обязании правительства области предоставить Когтеву В.М. соответствующее благоустроенное жилое помещение (во исполнение решения Биробиджанского районного суда от 21.09.2021 по гражданскому делу № 2-2273/2021). Однако предоставление Когтеву В.М. требуемого благоустроенного жилого помещения не представляется возможным в силу объективного и непредотвратимого обстоятельства - отсутствия в распоряжении правительства области свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда. Согласно Федеральному закону от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» для области на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2022 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 89 325,7 тыс. рублей. В целях соблюдения установленного уровня софинансирования расходного обязательства области законом области от 14.12.2021 № 49-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление жилых помещений детям-сиротам в размере 9 925,1 тыс. рублей. В соответствии с Соглашением от 24.12.2021 заключенным между Министерством просвещения Российской Федерации и правительством области, в 2022 году за счет средств субсидии из федерального бюджета областному бюджету на предоставление жилых помещении детям-сиротам правительство области должно приобрести 33 жилых помещения. Фактическая стоимость одного квадратного метра жилья на территории области, приобретаемого на вторичном рынке, значительно ниже стоимости одного квадратного метра жилья, предусмотренной условиями указанного Соглашения, за счет финансовых средств, предусмотренных на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2022 году планируется приобрести не менее 60 жилых помещений. Правительство области неоднократно обращалось в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой о выделении областному бюджету безвозвратной финансовой помощи на приобретение жилых помещений детям-сиротам. Однако до настоящего времени решение по данному вопросу не принято. Названные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии виновного противоправного бездействия правительства Еврейской автономной области в неисполнении указанного решения суда. В связи с этим предоставление необходимого жилого помещения Когтеву В.М. в приоритетном порядке будет нарушать права и законные интересы других взыскателей, что является недопустимым и, более того, неправомерным. Просит освободить правительство Еврейской автономной области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 54985/21/27027-ИП от 10.12.2021.
В судебное заседание не явились: представитель заявителя, судебный пристав-исполнитель Шипилова С.А., представитель УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Когтев В.М., о дате, месте и времени его проведения извещены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть заявление в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В силу статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 21.09.2021 по гражданскому делу № 2-2273/2021 удовлетворены исковые требования Когтева Виталия Михайловича к правительству Еврейской автономной области, департаменту социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения. На правительство Еврейской автономной области возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 10.12.2021 возбуждено исполнительное производство № 54985/21/27027-ИП в отношении Правительства ЕАО.
В рамках данного исполнительного производства 19.01.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением должником – Правительством ЕАО исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Согласно Информации об объемах финансовых средств, предусмотренных на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и количестве приобретенных им квартир в 2022 году объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации составил 99 250 800 рублей.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Исполнение вышеуказанного судебного акта в течение установленного пятидневного срока невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Указанные обстоятельства, с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона № 229-ФЗ суд, считает, что имеются основания для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование обязательств по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот, осуществляется за счет средств областного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом учитывая, что заявителем представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения настоящего дела, позволяют сделать вывод о том, что в действиях должника по исполнительному производству – Правительства ЕАО отсутствуют виновные умышленные действия, либо бездействие, направленные на неисполнение судебного акта по предоставлению Когтеву В.М. жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявление Правительства ЕАО обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198-203, 363 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
Заявление правительства Еврейской автономной области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить правительство Еврейской автономной области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 19.01.2022 по исполнительному производству № 54985/21/27027-ИП, возбужденному 10.12.2021.
Определение суда может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Т.В. Хроленок