Дело № 1-12-2023 УИД 14RS0022-01-2023-000022-84
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
пос. Усть-Нера 20 марта 2023 года
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Аргуновой М.Н.,
при секретаре Кондаковой В.В.,
с участием государственного обвинителя прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Драгомирецкого П.И.,
подсудимой Макаровой А.Г.,
защитника-адвоката Кирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Макаровой А.Г., <данные изъяты>, не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Макарова А.Г. совершила халатность, то естьненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение существенного нарушения прав и законных интересов граждан, при следующих обстоятельствах:
Согласно ч.5 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту –Закон о муниципальной службе) муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно ч.1 ст.12 Закона о муниципальной службе муниципальный служащий обязан соблюдатьКонституциюРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций, соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией, поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Согласно п.3 ч.1 ст.5 «Вопросы местного значения» Главы 2 «Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления» Устава муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) принятого решением Улусного (районного) Совета депутатов от 27.11.2018 №83 (далее по тесту Устав МО «Оймяконский улус (район)) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ч.1 ст.21 «Структура органов местного самоуправления муниципального образования» Главы 4 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования» Устава МО «Оймяконский улус (район)» структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют: улусный (районный) Совет депутатов, Глава муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования. улусная (районная) администрация – исполнительно- распорядительный орган муниципального образования.
Согласно частям 1,2,3,4 ст.32 «Улусная (районная) администрация» Главы 4 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования» Устава МО «Оймяконский улус (район)» улусная (районная) администрация - исполнительно – распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, который является юридическим лицом и руководит им Глава муниципального образования на принципах единоначалия. Улусная (районная) администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), нормативно-правовыми актами улусной (районной) администрации, Главы муниципального образования, Уставом МО «Оймяконский улус (район)» и Положением об улусной (районной) администрации.
Согласно п.5 ч.1 ст.33 «Полномочия Улусной (районной) администрации» Главы 4 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования» Устава МО «Оймяконский улус (район)» районная администрация среди прочего управляет муниципальной собственностью муниципального района.
Согласно ст.60 «Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования» Главы 7 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования» Устава МО «Оймяконский улус (район)» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
На основании Распоряжения Управляющего администрацией МО «Оймяконский улус (район) ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме на работу», на период отпуска по беременности и родом основного работника, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ принята на должность ведущего специалиста администрации МО «Оймяконский улус (район)».
На основании Распоряжения Главы администрации МО «Оймяконский улус (район)» ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую должность», ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность главного специалиста отдела управления муниципальным имуществом администрации МО «Оймяконский улус (район)».
На основании Распоряжения и.о. главы администрации МО «Оймяконский улус (район)» ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе специалиста на другую должность», главный специалист отдела управления муниципальным имуществом ФИО6 переведена на должность начальника отдела управления муниципальным имуществом с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Оймяконский улус (район) в лице и.о. главы администрации МО «Оймяконский улус (район) ФИО5 и ФИО6 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №б/н от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту- дополнительное соглашение).
Согласно пунктам 1.1.,1.3 раздела «Общие положения» дополнительного соглашения ФИО6 принимается на неопределенный срок на работу в Администрацию МО «Оймякоснкий улус (район)» на должность начальника отдела управления муниципальным имуществом.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5 раздела 2. «Права и обязанности работника» дополнительного соглашения, ФИО6 обязана соблюдать Конституцию РФ, Конституцию РС (Я), федеральные законы и законы РС (Я), Устав и нормативные акты муниципального образования, обязана обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, обязана своевременно рассматривать обращения государственных органов и органов местного самоуправления, граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и принимать по ним решения в порядке, установленном нормативно-правовыми актами МО в соответствии с действующим законодательством, соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией, поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения ей должностных обязанностей.
Согласно пункту 6.4. раздела «4.Ответственность работника администрации» дополнительного соглашения ФИО6 несет ответственность за действие или бездействие в рамках своих служебных полномочий, ведущих к нарушению закона и законных интересов граждан.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации МО «Оймяконский улус (район) ФИО8 утверждена должностная инструкция Начальника Отдела управления муниципальным имуществом администрации МО «Оймяконский улус (район) (далее по тексту – должностная инструкция).
Согласно пункту 1.1 раздела 1. «Общие положения» должностной инструкции должность начальник отдела управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)» относится к категории руководителей (далее по тексту- начальник отдела).
Согласно подпункту 2 пункта. 2.1. раздела «2.Квалаифкационные требования» должностной инструкции начальник отдела должна знать Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав МО «Оймяконский улус (район)» и иные нормативные правовые акты МО «Оймяконский улус (район)», собственную должностную инструкцию, структуру и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основы организации прохождения муниципальной службы.
Согласно подпунктам 1,6,10,11,12,15,17,19,25,28 пункта.3.1., пунктам 3.2,3.3,3.4,3.5 раздела 3. «Должностные обязанности» должностной инструкции начальник отдела обязан:
-осуществлять руководство и координацию работы вверенного ему отдела;
-готовить отчеты и информацию администрации МО по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
-оказывать методологическую, консультативную и организованную помощь муниципальным предприятиям и организациям по вопросам, относящимся к своей компетенции;
-участвовать в подготовке аналитической и иной информации, материалов, касающихся деятельности Отдела;
-участвовать в организации, регулировании, контроле исполнения законов и иных нормативных правовых актов РФ и РС (Я), распоряжений, указаний и поручений вышестоящих в порядке подчиненности органов государственной власти;
-качественно и своевременно рассматривать входящие документы, готовить проекты заключений и предложений, исходящих документов;
-вести реестр муниципального имущества;
-участвовать в разработке проектов программы приватизации муниципального имущества, вносить в нее изменения и дополнения;
-подготавливать документы на приобретение в собственность муниципального образования «Оймяконский улус (район)» движимого и недвижимого имущества и осуществление государственной регистрации такого имущества;
-быть ответственным за организацию представления муниципальных услуг;
-соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию, законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнения;
-соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
-соблюдать должностную инструкцию;
-поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Согласно подпункту 5.2.1 и пункту 5.6. раздела 5. «Ответственность» должностной инструкции начальник отдела несет дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и иными нормативными актами, а также несет гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
На основании Распоряжения и.о. главы администрации МО «Оймяконский улус (район)» ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменениях персональных данных-смене фамилии ФИО32 на Макарову», в виду свидетельства о перемене имени <данные изъяты> №, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ изменена фамилия ФИО33 на фамилию Макарова.
Таким образом, Макарова А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет функции представителя власти, выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, то есть является должностным лицом по смыслу примечания 1 к статье 285 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между МО «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице главы ФИО7 и Потерпевший №4 заключен договор № найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес> сроком на 5 лет, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <адрес> установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. В перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением № к республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ» под № числится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> со сроком расселения ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице исполняющего обязанности главы ФИО8 и Потерпевший №4, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО9 и ФИО10 заключен договор № о передаче Потерпевший №4 в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация общей долевой собственности, расположенной по адресу: <адрес>. (номер регистрации №, №, №).
ДД.ММ.ГГГГ между МО «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице главы ФИО7 и ФИО11 заключен договор № найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, сроком на 5 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением № к республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ» под № числится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> со сроком расселения ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице главы ФИО12 и ФИО29 (ФИО30) Д.С., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО13 и ФИО14, заключен договор № о передаче Потерпевший №3 в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация общей долевой собственности, расположенной по адресу: <адрес>. (номер регистрации: №, №, №).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице главы ФИО7 и Потерпевший №2 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, сроком на 5 лет, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением № к республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ» под № числится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> со сроком расселения ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице первого заместителя главы ФИО8 и ФИО15 представляющим интересы Потерпевший №2 заключен договор о передаче Потерпевший №2 в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация права собственности, расположенной по адресу: <адрес>. (номер регистрации №).
ДД.ММ.ГГГГ между МО «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице главы ФИО7 и ФИО16 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес> сроком на 5 лет, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением № к республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ» под № числится дом, расположенный по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице исполняющего обязанности главы ФИО8 и Потерпевший №1 заключен договор № о передаче Потерпевший №1 в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> произведена государственная регистрация права собственности, расположенной по адресу: <адрес>. (номер регистрации №).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице заместителя Главы администрации района и ФИО17 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес> сроком на 5 лет, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением № к республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ» под № числится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> со сроком расселения ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в лице исполняющего обязанности главы ФИО8 и Потерпевший №5 ФИО34 действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО18, ФИО19, ФИО20 заключен договор № о передаче Потерпевший №5 в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> произведена регистрация общей долевой собственности, расположенной по адресу: <адрес>. (номер регистрации №, №, №, №).
В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о приватизации) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.
В соответствии с п.50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
Порядок действий в отношении жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, установлен ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
После признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, приватизация жилых помещений, расположенных в нем, недопустима и запрещена действующим федеральным законодательством.
В соответствии с ч.6 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 указанной статьи составляет 5 лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончанию срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанных в п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключит с лицами договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, хотя факт признания многоквартирного аварийным и произошел до истечения срока действия договора найма, и ни новый договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок, ни договор социального найма с Потерпевший №4, ФИО29 ФИО35 Потерпевший №2, ФИО36 ФИО37 не заключались, их жилищные права умалены быть не могут ни при каких обстоятельствах. Указанные лица предоставили необходимый пакет документов для приватизации квартир, в которых проживали, начальнику отдела управления муниципальным имуществом администрации МО «Оймяконский улус (район)» Макаровой А.Г.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела управления муниципальным имуществом администрации МО «Оймяконский улус (район)» Макарова А.Г., рассмотрев предоставленные документы Потерпевший №4, ФИО38 Потерпевший №2, ФИО39 ФИО40 для приватизации квартир, находящихся в собственности администрации МО «Оймяконский улус (район)», расположенных в <адрес> по следующим адресам: <адрес>, находясь в служебном кабинете, расположенном по адресу: <адрес> являясь должностным лицом, обязанным знать о требованиях действующего жилищного законодательства и запрете на приватизацию аварийного и специализированного жилья, осознавая, что вышеперечисленные граждане относятся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, проявив ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде нарушения жилищных прав Потерпевший №4, ФИО41., Потерпевший №2, ФИО42 ФИО43 хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности, надлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей, с учетом имеющегося у нее достаточного опыта работы по занимаемой должности начальника отдела управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)», относящейся к категории руководителей, высшего профессионального образования и жизненного опыта, должна была и могла предвидеть эти последствия, пренебрегая положениями должностной инструкции и действующего жилищного законодательства Российской Федерации составила договоры о передаче указанным гражданам в собственность жилых помещений расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, после чего передала подписанные договоры и остальные необходимые документы в Многофункциональный центр «Мои документы», где ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> Потерпевший №4 произведена государственная регистрация общей долевой собственности, расположенной по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ ФИО44 произведена государственная регистрация общей долевой собственности, расположенной по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ Потерпевший №2 произведена государственная регистрация права собственности, расположенной по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ ФИО45 произведена государственная регистрация права собственности, расположенной по адресу: п. <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ ФИО46 произведена регистрация общей долевой собственности, расположенной по адресу: <адрес>.
В результате действий Макаровой А.Г. нарушены жилищные права Потерпевший №4, ФИО47., Потерпевший №2, ФИО48 ФИО49 относящихся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, что выражено в лишении их права на жилище, гарантированного государством, компенсации изъятых у них жилых помещений, либо предоставление другого жилья, взамен изъятого произведены быть не могут, другим жилым помещением со стороны государства, либо органов местного самоуправления они не обеспечены, то есть фактически лишены прав на жилое помещение.
В судебном заседании подсудимая Макарова А.Г. согласилась с предъявленным ей обвинением, вину в предъявленном обвинении признала полностью и поддержала своё ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства. Консультация с защитником была, последствия рассмотрения дела в особом порядке ей понятны.
Государственный обвинитель и защитник не возражали о рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.
Суд, обсудив ходатайство подсудимой, установил, что условия, предусмотренные ч.ч.1 и 2 ст. 314, ст. 315 УПК РФ соблюдены: подсудимая понимает существо предъявленного ей обвинения и согласна с ним в полном объеме; имеются согласия потерпевших и государственного обвинителя, защитника; санкция за преступление, инкриминируемое подсудимой, не превышает 5 лет лишения свободы, подсудимая осознает характер и последствия заявленного ею ходатайства; ходатайство заявлено ею своевременно, добровольно и в присутствии защитника и после проведения консультаций с защитником. При этом установлено, что обвинение, с которым согласилась подсудимая, является обоснованным и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, препятствий для рассмотрения дела в особом порядке судебного разбирательства не имеется. Ввиду соблюдения всех требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, судом ходатайство подсудимой удовлетворено и дело рассмотрено в особом порядке.
Действия Макаровой А.Г. судом квалифицируются поч. 1 ст. 293 УК РФ - халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение существенного нарушения прав и законных интересов граждан.
Суд, изучив личность подсудимой Макаровой А.Г. установил, что она по месту жительства характеризуется положительно, разведена, на иждивении имеет одного несовершеннолетнего ребенка, официально трудоустроена, на учете у врача-психиатра и у врача-нарколога не состоит, сведений о прохождении лечения отсутствуют. Оснований для сомнений по наличию психического расстройства в судебном заседании не выявлено, ввиду чего суд приходит к выводу, что подсудимая вменяема, осознавала фактический характер и общественную опасность своих действий, руководила ими.
При назначении вида и меры наказания в качестве обстоятельств, смягчающих наказание в соответствии с п. «г» ч.1 ст.61 УК РФ суд признает: наличие на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ суд признает: полное признание вины, чистосердечное раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой, предусмотренных ч.1 ст.63 УК РФ, не имеется.
Преступление, инкриминируемое подсудимой, относится к категории умышленных преступлений небольшой тяжести, в связи с чем, отсутствуют основания для применения ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Также суд не может признать совокупность смягчающих наказание обстоятельств исключительными и применить к подсудимому правила ст. 64 УК РФ, так как цели и мотивы не указывают на существенное уменьшение степени общественной опасности совершенного им преступления.
Принимая во внимание, что судом подсудимой назначается наказание, не являющееся наиболее строгим, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 293 УК РФ, оснований для применения ч. 1 и ч.5 ст.62 УК РФ не имеется.
Кроме смягчающих наказание обстоятельств, при решении вопроса о назначении подсудимой наказания, в соответствии со ст.ст. 6, 60 УК РФ, суд учитывает обстоятельства, характеризующие личность подсудимой, а также обстоятельства совершения, тяжесть, характер и степень общественной опасности преступления, личность виновной, влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. При этом положения ст. 60 УК РФ обязывают суд назначать лицу, признанному виновным в совершении преступления, справедливое наказание. В силу ст. 6 УК РФ справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Определяя вид и размер наказания, суд исходит из того, что санкция ч. 1 ст.293 УК РФ предусматривает альтернативный вид наказания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2003 года № 3-П, лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, и с учетом положений его Общей части, а более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Приведенные положения учитываются и при назначении штрафа, размер которого определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.
С учетом характера совершенного преступления, фактических обстоятельств дела, учитывая отношение Макаровой А.Г. к содеянному, данных о личности подсудимой, имущественного положения подсудимой, а также с учетом возможности получения подсудимой заработной платы или иного дохода, а также отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств, влияния назначенного наказания на исправление осужденной и на условия ее жизни, признания и осознания вины, принимая во внимание, что Макарова А.Г. имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, имеет устойчивые социальные связи, суд считает справедливым назначить Макаровой А.Г. наказание в виде штрафа, без применения более строгого вида наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, поскольку оно будет являться целесообразным, так как суд считает, что штраф будет способствовать социальной справедливости при назначении наказания за совершенное преступление.
Согласно п. «а» ст. 44 УК РФ, штраф является самым мягким видом основного наказания, входящего в систему наказаний.
Процессуальные издержки, связанные с участием в деле защитника, взысканию с осужденной в порядке регресса не подлежат в силу ч. 10 ст.316 УПК РФ.
Размер вознаграждения адвоката Кирова А.А. и порядок его выплаты определить отдельным постановлением суда.
При решении вопроса о судьбе вещественных доказательств суд руководствуется положением ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.316 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Макарову А.Г. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель УФК по <адрес> (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> л/с №
Банк отделение НБ <адрес> –Банка России//УФК по <адрес>
БИК №
ИНН №
КПП №
Номер счета получателя р/счет №
р/с №
ОКТМО №
КБК получателя №
Меру пресечения в отношении Макаровой А.Г. – подписку о невыезде и надлежащем поведении, оставить без изменения до вступления приговора суда в законную силу.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Размер вознаграждения адвоката Кирова А.А. и порядок его выплаты определить отдельным постановлением суда.
На основании ст.ст. 81, 82 УПК РФ вещественные доказательства после вступления в законную силу: личное дело Потерпевший №4 на 29 л и личное дело Потерпевший №2 на 43 л. – считать возвращенными по месту изъятия - главному специалисту отдела опеки и попечительства администрации МО «Оймяконский улус» (район) ФИО2; личные дела Потерпевший №4, Потерпевший №3, Потерпевший №2, Потерпевший №5, Потерпевший №1 – считать возвращенными по месту изъятия - Макаровой А.Г. - начальнику отдела муниципального имущества администрации МО «Оймяконский улус (район)»; личное дело ФИО21 считать возвращенным по месту изъятия; личное дело Макаровой А.Г., письмо Дирекции жилищного строительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ№ от ДД.ММ.ГГГГ на требование №; свидетельство № о регистрации по месту жительства; свидетельство о регистрации по месту жительства; должностная инструкция Начальника Отдела управления муниципальным имуществом администрации МО «Оймяконский улус (район)»; Устав Муниципального Образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия); распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу»; «Заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ»;
«Заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ»;
«Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ»; «Акт № от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> »; «Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ»; «Акт № от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>»;«Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ»; «Акт № от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>»; «Договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ»; «Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ»; ответ на представление прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на обращение № от ДД.ММ.ГГГГ.- хранить в материалах уголовного дела.
Приговор может быть обжалован в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд РС(Я) в течение 15 суток с момента его провозглашения.
В случае обжалования приговора разъяснить сторонам право в течение 10 суток со дня провозглашения приговора заявить ходатайство о своём участии при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Разъяснить осужденной, что она имеет право поручить осуществление своей защиты избранному ею защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, осужденная имеет право пригласить защитника по своему выбору, отказаться от защитника, ходатайствовать о назначении другого защитника (ст.16 ч.4 УПК РФ). Разъяснить осужденной, что в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток суд вправе предложить пригласить другого защитника, а в случае отказа – принять меры по назначению защитника по своему усмотрению.
Также разъяснить, что в течение 10 суток со дня вручения осужденной копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих ее интересы, она может заявить ходатайство о своём участии при рассмотрении этих представлений и жалоб судом апелляционной инстанции.
Судья М.Н.Аргунова
Подлинник приговора хранится в Оймяконском районном суде РС(Я)
в материалах уголовного дела №