РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 16 сентября 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Саблиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1610/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авто-Транзит-Сервис» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО «Авто-Транзит-Сервис» (далее также административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных на территории Кинельского района Самарской области, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 и 18.11.2020, соответственно.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам очередной государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика земельного налога, исчисляемого с учетом кадастровой стоимости участков.
Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
Представитель административного истца Канунников И.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованное лицо – администрация г.о. Кинель Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО «ЦКО» представлен письменный отзыв, в котором принятие решения по существу заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В письменных пояснениях филиал ФГБК «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение требований на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в суд не направили.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Авто-Транс-Сервис» на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 4 233 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения АЗС, расположенный по адресу ориентира в границах участка почтовый адрес: <адрес>,
- с кадастровым номером №, площадью 14 052 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства нежилых зданий, расположенный по адресу ориентира в границах участка почтовый адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2021.
Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6 ноября 2019 года № 797 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Самарской области» и составляет:
- с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 – 4 371 715, 41 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на 18.11.2020 – 9 836 821, 56 рублей, о чем представлены выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 21.07.2021.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Будучи собственником земельных участков, административный истец обязан к уплате земельного налога в местный бюджет, исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости участков.
В обоснование заявленных требований обществом представлены отчеты об оценке № 153-1/2021, 154-1/2021, подготовленные частнопрактикующим оценщиком ФИО1., согласно которым рыночная стоимость земельных участков определена:
- с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 770 391 рубль, с кадастровым номером № по состоянию на 18.11.2020 в размере 5 763 222 рубля.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик произвел расчет рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам, у суда не имеется.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 28 августа 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Авто-Транзит-Сервис» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 233 кв.м, расположенного по адресу ориентира в границах участка почтовый адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 770 391 рубль.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14 052 кв.м, расположенного по адресу ориентира в границах участка почтовый адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18.11.2020 в размере 5 763 222 рубля.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Авто-Транзит-Сервис» с заявлением в суд считать 28 августа 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.09.2021.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№