Дело № 2-352/2020 21 мая 2020 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жернакова С.П.,
при секретаре судебного заседания Барандовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Архангельской области к администрации муниципального образования «Талажское», обществу с ограниченной ответственностью «Поморские коммунальные системы» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, Управление) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Талажское» (далее – администрация МО «Талажское»), обществу с ограниченной ответственностью «Поморские коммунальные системы» (далее – ООО «Поморские коммунальные системы») о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. В обоснование требований указано, что соглашением от 16 декабря 2015 года администрацией МО «Приморский муниципальный район» администрации МО «Талажское» переданы полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоотведения. Здание канализационных очистных сооружений (далее – КОС) в д. Повракульская Приморского района Архангельской области находится в собственности администрации МО «Талажское», которая в силу ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. 24 мая 2019 года между администрацией МО «Талажское» и ООО «Поморские коммунальные системы» заключен договор аренды объекта коммунальной инфраструктуры водоотведения в д. Повракульская Приморского района Архангельской области, по условиям которого администрация МО «Талажское» передала во временное владение и пользование здание КОС на срок до 31 декабря 2023 года. С 29 октября 2019 года по 28 ноября 2019 года Управлением проведено административное расследование, возбужденное определением № от 29 октября 2019 года в отношении ООО «Поморские коммунальные системы». В ходе административного расследования установлено, что ООО «Поморские коммунальные системы» 01 ноября 2019 года допущены нарушения требований санитарного законодательства на КОС д. Повракульская Приморского района Архангельской области, а именно: п.п. 4.1, 4.1.1, 5.2, приложения 1 СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03: согласно протоколу лабораторных испытаний от 12 ноября 2019 года № и экспертному заключению ФБУЗ «<данные изъяты>» от 12 ноября 2019 года № качество сточной воды в месте выпуска в водный объект, не соответствует гигиеническим нормативам по следующим показателям: биохимическое потребление кислорода (БПК5) - фактически 22,0±2,9 мгО2/дм (норматив - не более 4 мгО2/дм), растворенный кислород - фактически 2,0±0,5 мгО2/дм (норматив - не менее 4 мгО2/дм), фосфат-ион - фактически 26,9±3,2 мг/л (норматив - не более 3,5 мг/л), аммиак и аммоний ион (по азоту) - фактически 106,3±14,9 мг/л (норматив - не более 1,5 мг/л), химическое потребление кислорода (ХПК) - фактически 64,2±12,8 мг02/дм (норматив - не более 30 мгО2/дм), колифаги - фактически 1,7x10 БОЕ/100 мл (норматив - не более 100 БОЕ/ЮО мл), общие колиформные бактерии - фактически 1,7x103 КОЕ/100 мл (норматив - не более 5x102 КОЕ/100 мл), термотолерантные колиформные бактерии - фактически 1,7x103 КОЕ/100мл (норматив - не более 1x102 КОЕ/100 мл). Согласно п. 4.1. СанПиН 2.1.5.980-00 сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл - 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл - 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл - 100. Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от 01 ноября 2019 года и п. 7 акта инвентаризации объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в д. Повракульская Приморского района Архангельской области, находящегося в собственности муниципального образования «Талажское» от 16 июля 2019 года установлено, что КОС д. Повракульская требуется ремонт, поскольку очистка хозяйственно-фекальных стоков не происходит полностью по причине значительного износа технологического оборудования, необходима замена технологических трубопроводов, установка воздуходувок, восстановление (ремонт) системы электроснабжения КОС. Таким образом, КОС д. Повракульская Приморского района Архангельской области не справляются с очисткой сточных вод, поступающих на сооружения, вследствие нарушения технологии очистки, износа оборудования. Качество сточной воды после очистки на КОС д. Повракульская Приморского района Архангельской области перед сбросом в водный объект - р. Хатарица не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03. Для эффективной очистки сточных вод на указанных очистных сооружениях требуется капитальный ремонт или реконструкция, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ является обязанностью собственника - администрации МО «Талажское». На основании изложенного, просит суд обязать ответчика администрацию МО «Талажское» организовать водоотведение сточных вод от потребителей д. Повракульская Приморского района Архангельской области в реку Хатарица, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01 января 2021 года, обязать ООО «Поморские коммунальные системы» обеспечить качество сточной воды после очистки на канализационных очистных сооружениях д. Повракульская Приморского района Архангельской области перед сбросом в водный объект реку Хатарица, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01 января 2021 года.
В судебном заседании представитель истца Шишина О.П., по доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Талажское» Семеренко А.М. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в том числе по правилам ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). О причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила. В предварительном судебном заседании 13 марта 2020 года с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, пояснила, в настоящее время идет процесс заключения концессионного соглашения. В случае удовлетворения исковых требований, решение суда будет не исполнимо.
Представитель ответчика ООО «Поморские коммунальные системы» Григорьев Ю.Л. в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе по правилам ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ. О причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В предварительном судебном заседании 13 марта 2020 года с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, пояснил, что при передаче имущества было обнаружено, что сети не соответствуют требованиям, о чем был составлен акт. В Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области ООО «Поморские коммунальные системы» получили тарифы только на содержание и текущий ремонт, в связи с чем выполнить работы капитального характера возможности нет.
На основании ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, с согласия представителя истца, суд рассматривает дело в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца Шишину О.П., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право главных государственных санитарных врачей и их заместителей предъявлять иски в суды в случае нарушения санитарного законодательства.
На территории Архангельской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области, которая осуществляет деятельность в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 года № 749 (далее – Положение). В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Архангельской области является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 11 Положения руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Архангельской области.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7-ФЗ), одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды определены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Частью 1 ст. 44 ВК РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 ст. 2 данного Федерального закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ).
В силу п. 1, п. 2 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Гигиенические требования к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования регламентируют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года (далее - СанПиН 2.1.5.980-00) и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ 27 апреля 2003 года (далее - ГН 2.1.5.1315-03).
В силу ч. 6 ст. 60 ВК РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ), иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ, на основании Соглашения от 16 декабря 2015 года администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения и водоотведения переданы администрации муниципального образования «Талажское».
В судебном заседании установлено, что между администрацией МО «Талажское» и ООО «Поморские коммунальные системы» 24 мая 2019 года заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры водоотведения в д. Повракульская Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности муниципального образования «Талажское», с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям муниципального образования «Талажское» (далее – Договор аренды), со сроком действия до 31 декабря 2023 года.
Предметом данного договора является согласно п. 1.1 предоставление арендатору во временное владение и пользование имущества (объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие муниципальному образованию «Талажское»), согласно перечня.
Имущество передается арендатору для использования в производственных целях по оказанию потребителям муниципального образования «Талажское» услуг по водоотведению в д. Повракульская Приморского района Архангельской области (п. 1.5. Договора аренды).
Согласно акта приема-передачи в аренду имущества от 01 июня 2019 года ООО «Поморские коммунальные системы» переданы, в том числе КНС № 1,2, реестровый номер 1-00133, здание КОС, реестровый номер 1-00134 (вкл. ВЛ-0,4 кВ от ТП-148 до здания КОС), расположенное по адресу: Архангельская область, Приморский район, д. Повракульская.
Согласно договору аренды (п.п. 2.3.2, 2.3.3), арендатор ООО «Поморские коммунальные системы» обязуется оказывать услуги в сфере водоотведения потребителям МО «Талажское» (д. Повракульская Приморского района Архангельской области) в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации, Архангельской области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Приморский муниципальный район», муниципального образования «Талажское».
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в ходе административного расследования установлено, что ООО «Поморские коммунальные системы» 01 ноября 2019 года допущены нарушения требований санитарного законодательства на КОС д. Повракульская Приморского район Архангельской области, а именно: п.п. 4.1, 4.1.1, 5.2, приложение 1 СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03: согласно протоколу лабораторных испытаний от 12 ноября 2019 года № и экспертному заключению ФБУЗ «<данные изъяты>» от 12 ноября 2019 года № качество сточной воды в месте выпуска в водный объект, не соответствует гигиеническим нормативам по следующим показателям: биохимическое потребление кислорода (БПК5) - фактически 22,0±2,9 мгО2/дм (норматив - не более 4 мгО2/дм), растворенный кислород - фактически 2,0±0,5 мгО2/дм (норматив - не менее 4 мгО2/дм), фосфат-ион - фактически 26,9±3,2 мг/л (норматив - не более 3,5 мг/л), аммиак и аммоний ион (по азоту) - фактически 106,3±14,9 мг/л (норматив - не более 1,5 мг/л), химическое потребление кислорода (ХПК) - фактически 64,2±12,8 мг02/дм (норматив - не более 30 мгО2/дм), колифаги - фактически 1,7x10 БОЕ/100 мл (норматив - не более 100 БОЕ/ЮО мл), общие колиформные бактерии - фактически 1,7x103 КОЕ/100 мл (норматив - не более 5x102 КОЕ/100 мл), термотолерантные колиформные бактерии - фактически 1,7x103 КОЕ/100мл (норматив - не более 1x102 КОЕ/100 мл).
Согласно п. 4.1. СанПиН 2.1.5.980-00 сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл - 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл - 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл - 100.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от 01 ноября 2019 года и п. 7 акта инвентаризации объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в д. Повракульская Приморского района Архангельской области, находящегося в собственности муниципального образования «Талажское» от 16 июля 2019 года установлено, что КОС д. Повракульская требуется ремонт, поскольку очистка хозяйственно-фекальных стоков не происходит полностью по причине значительного износа технологического оборудования, необходима замена технологических трубопроводов, установка воздуходувок, восстановление (ремонт) системы электроснабжения КОС.
Таким образом, КОС д. Повракульская Приморского района Архангельской области не справляются с очисткой сточных вод, поступающих на сооружения, вследствие нарушения технологии очистки, износа оборудования. Качество сточной воды после очистки на КОС д. Повракульская Приморского района Архангельской области перед сбросом в водный объект - р. Хатарица не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03. Для эффективной очистки сточных вод на указанных очистных сооружениях требуется капитальный ремонт или реконструкция.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 17 февраля 2020 года по делу № 5-95/2020 ООО «Поморские коммунальные системы» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, факт нарушения ООО «Поморские коммунальные системы» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий на канализационно-очистных сооружениях д. Повракульская Приморского района Архангельской области, в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, оспариванию не подлежит.
С учетом изложенного, из совокупности представленных доказательств следует, что администрацией МО «Талажское» в настоящее время не организовано водоотведение сточных вод от потребителей д. Повракульская Приморского района Архангельской области в реку Хатарица, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, в связи с чем суд приходит выводу о доказанности нарушения санитарного законодательства, следовательно, об обоснованности предъявленного требования.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащей организации обеспечения услуги в сфере водоотведения потребителям МО «Талажское» (д. Повракульская Приморского района Архангельской области) в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации, Архангельской области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Приморский муниципальный район», муниципального образования «Талажское».
Поскольку обязанность по организации надлежащего обеспечения услуги в сфере водоотведения потребителям МО «Талажское» (д. Повракульская Приморского района Архангельской области) возложена на ООО «Поморские коммунальные системы», учитывая установленный факт ненадлежащей организации обеспечения услуги в сфере водоотведения потребителям МО «Талажское» (д. Повракульская Приморского района Архангельской области), суд приходит к выводу о доказанности нарушения санитарного законодательства ответчиком ООО «Поморские коммунальные системы» следовательно, об обоснованности предъявленного требования.
Сведений о заключении концессионного соглашения на момент рассмотрения дела администрацией МО «Талажское» суду не представлено, следовательно, довод о проводимой работе по его заключению на выводы суда не влияет.
Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда – до 01 января 2021 года, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ООО «Поморские коммунальные системы» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Архангельской области к администрации муниципального образования «Талажское», обществу с ограниченной ответственностью «Поморские коммунальные системы» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Талажское» организовать водоотведение сточных вод от потребителей д. Повракульская Приморского района Архангельской области в реку Хатарица в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01 января 2021 года.
Обязать общество с ограниченной ответственности «Поморские коммунальные системы» обеспечить качество сточной воды после очистки на канализационных очистных сооружениях д. Повракульская Приморского района Архангельской области перед сбросом в водный объект реку Хатарица, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01 января 2021 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственности «Поморские коммунальные системы» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.П. Жернаков