Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 ноября 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2320/2023 по административному исковому заявлению Мирошникова Евгения Александровича об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Мирошников Е.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 10 083 800 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 5 691 300 руб. по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых превышает их размер рыночной стоимости, чем нарушены его права как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца Кушко К.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики: Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, ГБУ СО ЦКО, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: Администрация м.р. Ставропольский Самарской области, Администрация с.п. Тимофеевка, включающая с. Русская Борковка, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв от 08.11.2023 года, в котором оставило на усмотрение суда принятие решения в отношении нежилого здания с кадастровым номером № К отчету об оценке в отношении здания с кадастровым номером 63:32:1204006:12077 представило замечания и в отношении этого здания просило назначить судебную экспертизу.
В отзыве, представленном в суд 21 ноября 2023 года, ГБУ СО ЦКО указало, что определенная уточненным отчетом об оценке № 2023.09-09/1/1 от 09.11.2023 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемое нежилое здание, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, отозвало ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы в отношении вышеуказанного нежилого здания.
Администрация с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Мирошникову Е.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 702,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> нежилое здание с кадастровым номером № площадью 727,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 года по состоянию на 1 января 2021 года утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 15 405 770,15 руб..
Актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2022/000070 от 17.03.2022 года утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 812 129,13 руб.
Считая кадастровую стоимость зданий завышенной и нарушающей его права как плательщика налога на имущество, административный истец 16 октября 2023 года обратился суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 2023.09-09/1 от 10 октября 2023 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Бюро оценочных технологий», которыми рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 8 635 800 руб..
Отчетом об оценке № 2023.09-09/2 от 10 октября 2023 года, выполненным ООО «Бюро оценочных технологий», рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в размере 5 691 300 руб. по состоянию на 1 января 2021 года.
После представленных ГБУ СО ЦКО замечаний к отчету об оценке в отношении нежилого здания с кадастровым номером № административным истцом представлен в суд уточненный отчет об оценке № 2023.09-09/1/1 от 9 ноября 2023 года, выполненный ООО «Бюро оценочных технологий», которым величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 10 083 800 руб.
Давая оценку отчету об оценке № 2023.09-09/2 от 10 октября 2023 года и уточненному отчету № 2023.09-09/1/1 от 9 ноября 2023 года, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Приведённые в отчетах выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержит определение рыночной стоимости нежилых зданий на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величин рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком сравнительного и доходного подходов в отношении здания с кадастровым номером № и в рамках сравнительно, доходного и затратного подходов - в отношении нежилого здания с кадастровым номером №. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости нежилых зданий, а также замечаний к отчетам об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетами об оценке№ 2023.09-09/2 от 10 октября 2023 года и уточненному отчету № 2023.09-09/1/1 от 9 ноября 2023 года рыночная стоимость нежилых зданий по состоянию на 1 января 2021 года является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 16 октября 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Мирошникова Евгения Александровича удовлетворить
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 702,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 10 083 800 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 727,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 5 691 300 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 16 октября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2023 года.