Дело № 2-2494/2023
УИД: 52RS0005-01-2022-012853-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2023 года г.Нижний Новгород
Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе
председательствующего судьи Вахомской Л.С.
при секретаре Ивойловой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г.Нижнего Новгорода в интересах Кондратьевой С. А. к администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения
по иску администрации города Нижнего Новгорода к Кондратьевой С. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ерматова Р. А. об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании прекратившими права пользования жилым помещением, выселении и по встречному иску Кондратьевой С. А. к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении благоустроенного жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Нижнего Новгорода обратился в суд в интересах Кондратьевой С.А. к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Кондратьевой С.А. по вопросу нарушения ее жилищных прав при расселении аварийного дома. Проверкой установлено, что Кондратьева С.А. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью 55,2 кв.м. Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 02.09.2015 № 1709 (с изменениями и дополнениями) дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок его сноса и отселения до 01.05.2022. Многоквартирный дом № <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168.
Кондратьева С.А. по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Однако, в реализации указанного права Кондратьевой С.А. администрацией города отказано, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение ей не предоставлено.
Прокурор города Нижнего Новгорода, действуя в интересах Кондратьевой С.А. просит обязать администрацию г. Н. Новгорода предоставить Кондратьевой С.А. на праве собственности иное благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее 55,2 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах г. Н. Новгорода.
Кроме того, администрация города Нижнего Новгорода обратилась в Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода с иском к Кондратьевой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ерматова Р.А., указав в обоснование заявленных требований, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 02 сентября 2015 года № 1709 «О признании многоквартирного дома № <адрес> аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода поручено в тридцатидневный срок с момента издания постановления информировать собственников помещений в доме <адрес> о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, а также предъявить им требования о сносе дома в срок до 30 декабря 2022 года.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14 октября 2021 года № 4457 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 02 сентября 2015 года № 1709» внесены изменения в срок сноса и отселения жителей многоквартирного дома до 01 мая 2022 года.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 06 июня 2022 года № 2484 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме № 121 литера А по ул.Зеленодольская» земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030207:34, занимаемый многоквартирным домом № <адрес>, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес>, изъят для муниципальных нужд.
Объекты недвижимости, расположенные в многоквартирном доме № <адрес>, в том числе квартира <адрес>, изъяты для муниципальных нужд.
Согласно выписке из ЕГРН жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит Кондратьевой С.А.
Согласно выписке из домовой книги, в данном жилом помещении на регистрационном учете состоят Кондратьева С.А., Ерматов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
01 августа 2022 года ООО «Новсистем консалт» была произведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: жилое помещение (с учетом общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом), назначение: жилое помещение, общая площадь 55,2 кв.м, этаж 1, адрес объекта: <адрес> Рыночная стоимость объекта недвижимости, включая размер убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости составила 4637500 рублей.
Письмом от 05 сентября 2022 года ответчику был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и отчет об оценке рыночной стоимости размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества.
От ответчика подписанный проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода не поступал.
Поскольку изъятие земельного участка, на котором расположен аварийный дом, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, администрация города Нижнего Новгорода полагает, что ответчик нарушает права, законные интересы и требования истца, препятствуя исполнению постановления администрации города Нижнего Новгорода от 06 июня 2022 года № 2484 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме № <адрес>
Администрация города Нижнего Новгорода просит
определить размер равноценного возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, ул.Зеленодольская, д.121, квартира 5 в сумме 4637500 рублей, с выплатой администрацией города Нижнего Новгорода Кондратьевой С.А. размера возмещения на открытый на ее имя банковский счет;
прекратить право собственности Кондратьевой С.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
признать право собственности за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
признать Кондратьеву С.А., Ерматова Р.А. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>;
выселить Кондратьеву С.А., Ерматова Р.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес>
Кондратьева С.А. обратилась в Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода со встречным исковым заявлением к администрации города Нижнего Новгорода, в котором просили прекратить принадлежащее ей право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке изъятия объекта недвижимости для муниципальных нужд г.Н.Новгорода. Обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить Кондратьевой С.А. в собственность иное благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, площадью не менее 55,2 кв.м, в черте города Нижнего Новгорода.
Определением Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода гражданское дело по иску администрации города Нижнего Новгорода к Кондратьевой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ерматова Р.А. о принудительном изъятии недвижимости для муниципальных нужд, по встречному иску Кондратьевой С.А. к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения передано на рассмотрение в Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода – по подсудности.
Определением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода гражданское дело по иску прокурора г.Нижнего Новгорода в интересах Кондратьевой Светланы Аркадьевны к администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения и гражданское дело по иску администрации города Нижнего Новгорода к Кондратьевой Светлане Аркадьевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ерматова Рамира Андреевича об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании прекратившими права пользования жилым помещением, выселении и по встречному иску Кондратьевой Светланы Аркадьевны к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении благоустроенного жилого помещения – объединены в одно производство.
Представитель прокуратуры города Нижнего Новгорода – старший помощник прокурора г.Н.Новгорода Долинина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, при этом указала, что администрация Канавинского района города Нижнего Новгорода ошибочно была включена в число ответчиков.
Кондратьева С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ерматова Р.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода Панина О.О., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах Кондратьевой С.А., а также во встречных исковых заявлениях Кондратьевой С.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения просила отказать, поддержала исковые требования Администрации города Нижнего Новгорода.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя прокуратуры города Нижнего Новгорода – старшего помощника прокурора г.Н.Новгорода Долининой А.А., представителя администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода Паниной О.О., а также учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1,4 ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится реквизиция.
Согласно п. 1 ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию.
В силу положений п.1 ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.п.3.2 п.2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В соответствии с положениями ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1).
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно (пункт 2).
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 3).
Судом установлено, что К. С.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира № <адрес>.
Кондратьева С.А., Ерматов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят на регистрационном учете по данному адресу.
В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 02 сентября 2015 года № 1709 многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода поручено в 30-тидневный срок с момента издания данного постановления информировать собственников помещений в доме №<адрес> о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, а также предъявить им требования о сносе дома в срок до 30 декабря 2023 года, установлен срок отселения – 30 декабря 2023 года.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода № 4457 от 14 октября 2021 года внесены изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 02 сентября 2015 года № 1709 в части срока предъявления требования о сносе дома и срока отселения – до 01 мая 2022 года.
Кондратьевой С.А. 28 октября 2021 года направлено требование о сносе дома в срок до 01 мая 2022 года.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 06 июня 2022 года № 2484 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>» земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, занимаемый многоквартирным домом <адрес>, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, а также объекты недвижимости, расположенные в многоквартирном доме <адрес>, в том числе квартира 11 – изъяты для муниципальных нужд.
Кондратьевой С.А. 05 сентября 2022 года было направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд.
Согласно отчету об оценке размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества № 34 (МК№1/2022) от 01 августа 2022 года, выполненного ООО «Новсистем консалт» рыночная величина размера возмещения за изъятие для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества: жилого помещения (квартиры) общей площадью 55,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном доме, с учетом размера убытков по состоянию на 01 августа 2022 года, составляет 4637500 рублей.
Подписывать соглашение Кондратьева С.А. отказалась.
Во встречном заявлении, а также в исковом заявлении прокурора, предъявленном в интересах Кондратьевой С.А. истец просит о предоставлении ей на праве собственности иного благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее 55,2 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в пределах границ г.Н.Новгорода.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п.3 ст.2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных права (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года № 168 утверждена Государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 – 2023 года»
Пунктом 4.2 Программы определены критерии отбора аварийных домов на территории муниципальных образований Нижегородской области.
Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации Программы осуществляется в отношении многоквартирных домов, признанных в установленном порядке по причине физического износа в процессе эксплуатации аварийными до 1 января 2017 г. и сведения о которых содержатся в Реестре аварийных домов Нижегородской области.
Очередность расселения многоквартирных домов в рамках Программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов.
Пунктом 10 Программы для органов местного самоуправления муниципальных образований установлены различные способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках реализации Программы осуществляют:
- приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
- строительство многоквартирных домов, а также домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на праве постоянного (бессрочного) пользования исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным для строительства таких домов в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39.9 и о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10;
- выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан. Порядок расходования средств Фонда ЖКХ, средств долевого финансирования за счет средств областного бюджета и (или) средств местных бюджетов на данные мероприятия определяется отдельным нормативным правовым актом Правительства Нижегородской области.
Средства Фонда ЖКХ, средства долевого финансирования за счет средств областного бюджета и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, за счет средств Фонда ЖКХ осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в Программу, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Многоквартирный дом № <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 года № 168 (пункт 337 Приложения № 1).
Между тем в сентябре 2022 года в рамках реализации расселения граждан из аварийного жилья Администрация города Нижнего Новгорода направила Воробьевым лишь проект соглашения на выплату выкупной цены изымаемой квартиры, которое последними не подписано, переселение в другое жилое помещение администрация города Нижнего Новгорода не предлагала.
Собственник выбрал способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность.
Администрация города Нижнего Новгорода не предложила Кондратьевой С.А. никакого жилья взамен изымаемого. Следовательно, требование прокурора города Нижнего Новгорода в интересах Кондратьевой С.А., а также встречные требования указанного лица о возложении на администрацию города Нижнего Новгорода обязанности по предоставлению жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд обоснованно и подлежит удовлетворению. При этом оснований для удовлетворения требований прокурора города Нижнего Новгорода, действующего в интересах Кондратьевой С.А. к администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода у суда не имеется.
Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 168, предусмотрено финансирование за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований. Объем средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства определяется по лимиту средств, установленному Фондом для Брянской области на соответствующий год. Бюджеты Нижегородской области и муниципальных образований обеспечивают долевое финансирование в объеме, необходимом для расселения аварийного жилищного фонда, включенного в программу.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Таким образом, исковые требования администрации г.Н.Новгорода об определении размера равноценного возмещения за изымаемое недвижимое имущество удовлетворению не подлежат, как не подлежат и требования администрации города Нижнего Новгорода о выплате выкупной цены, поскольку на администрацию возлагается обязанность предоставить ответчикам по их иску жилое помещение.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ - собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Пунктом 2 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 35 ЖК РФ - в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку судом спорное жилое помещение изымается для муниципальных нужд, то прекращается право пользования Кондратьевой С.А. и Ерматова Р.А. квартирой <адрес>, и они подлежат выселению из данного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 5253001036, ░░░ 526001001, ░░░░ 1025203032579, ░░░░ ░░░░░░░░░░░: 20.11.2002 ░., ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: 603082, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░.░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░░░░░░ 5) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 55,2 ░░.░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2023 ░░░░