Дело № 12-10/2023
УИД 55RS0030-01-2023-000239-21
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Русская Поляна Омской области 29 мая 2023 года
Судья Русско–Полянского районного суда Омской области Прыгунова Г.Н., при секретаре Сошка Ю.А.,
с участием –защитника Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области Удалова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Удалова Т.А. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника отделения-старшего судебного пристава Русско-Полянского РОСП ГУФССП России по Омской области Капышев М.Д. о привлечении администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отделения-старшим судебным приставом Русско-Полянского РОСП ГУФССП России по Омской области Капышев М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановление защитник Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области Удалова Т.А. обратилась в Русско-Полянский районный суд с жалобой, о его отмене ввиду отсутствуя в действиях администрации умысла на неисполнения судебного решения, поскольку были предприняты все зависящие от сельского поселения меры по исполнению судебного решения. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Алаботинского сельского поселения в 11 час. 30 мин. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Указанный протокол был направлен в администрацию сельского поселения почтовым отправлением. Вместе с тем, законный представитель юридического лица – глава сельского поселения, в нарушение статьи 25.15 КоАП РФ, на составление протокола не приглашался, чем был лишен возможности, предоставленной ему законом, дать объяснения по указанному делу. Также законный представитель юридического лица – администрации Алаботинского сельского поселения, в установленном законном порядке, не был извещен о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ему почтовым оправлением, которое получено ДД.ММ.ГГГГ. Постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ было отправлено уже с отметкой о вступлении в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Удалова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настоящую жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и основаниям, подробно пояснив, что Глава Алаботинского сельского поселения не извещался ни о составлении протокола, ни о вынесении постановления.
В судебное заседание представитель УФССП России по Омской области –заместитель начальника отделения-старший судебный пристав Русско-Полянского РОСП ГУФССП России по Омской области Капышев М.Д. не явился, о причинах неявки не сообщил, отзыв, возражение на жалобу не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника администрации Алаботинского сельского поселения Удалова Т.А., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что решением Русско-Полянского районного суда Омской области по делу № № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области. На общество с ограниченной ответственностью «Алаботинское ЖКХ», администрацию Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области возложена обязанность, в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, в селе <данные изъяты> обеспечить качество, безвредность по химическому составу водопроводной воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; выполнять программу производственного контроля и производить отбор проб питьевой воды, согласно кратности для подземных водоисточников, не менее 4 раз в год (по сезонам года); оборудовать водопроводные сооружения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а, именно, в селе <данные изъяты> спланировать территории первого пояса зоны санитарной охраны водоисточников с возможностью отвода поверхностного стока за её пределы, озеленить, оборудовать дорожки к сооружениям твердым покрытием; водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, в <данные изъяты> оборудовать, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин.
Судебным приставом-исполнителем УФССП по Омской области Русско-Полянский районный отдел судебных приставов на основании исполнительного листа ФС № выданного Русско-Полянским районным судом Омской области по делу №, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено заказной почтовой корреспонденцией, №. В постановлении должнику был установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения указанного постановления. Постановление о возбуждении исполнительного производства администрацией Алаботинского сельского поселение не обжаловано.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела-старшим судебным приставом Русско-Полянского районного отдела судебных приставов УФССП России по Омской области ЗНН вынесено постановление о взыскании с Администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Установлен должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное постановление было направлено в адрес администрации Алаботинекого сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области посредством системы электронного документооборота. В установленный срок, вышеназванное решение Русско-Полянского районного суда в полном объёме не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ должнику - администрации Алаботииского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области выставлено требование для исполнения требований содержащихся в исполнительном документе до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ, однако требование в полном объёме не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Алаботинского сельского поселения представлен ответ о том, что решение практически исполнено, за исключением обеспечения качества, безвредности по химическому составу водопроводной воды. Обеспечение качества водопроводной воды возможно лишь путем приобретения и установки локальной станции очистки воды в населенных пунктах <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения- старшим судебным приставом Русско-Полянского районного отделения СП ЗНН в отношении администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем начальника отделения-старшего судебного пристава Русско-Полянского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Омской области Капышев М.Д., юридическое лицо- администрация Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются собранными в рамках административного дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Требования статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается только в случае, если эти лица были извещены в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (часть 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законными представителями юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он был составлен с участием представителя юридического лица – ТПП, однако сведений о его фактическом участии, не имеется, в строке с протоколом ознакомлен стоит прочерк.
При этом, содержащееся в требовании разъяснение, что неисполнения данного требования влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ не может свидетельствовать о надлежащем извещении, соответствующим положениям ст. 25.15 КоАП РФ.
Таким образом, представленные материалы дела свидетельствуют о том, что юридическое лицо – администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района не было извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, данный протокол составлен в отсутствие представителя юридического лица с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении прав юридического лица – администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района при составлении протокола об административном правонарушении.
В результате, ДД.ММ.ГГГГ дело было рассмотрено заместителем начальника отделения-старшего судебного пристава Русско-Полянского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Омской области Капышев М.Д., без участия законного представителя юридического лица и без его защитника.
Таким образом, не извещение законного представителя юридического лица по месту его нахождения и его защитника о времени и месте рассмотрения административного дела свидетельствует о нарушении прав администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района, предусмотренных статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае нарушение административным органом положений статьи 25.1 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления без участия представителя администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района области носит существенный характер, привело к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволило рассмотреть дело об административном правонарушении полно и всесторонне, установить все значимые для дела обстоятельства.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Однако порядок привлечения администрации Алаботинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района к административной ответственности был нарушен.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушениями закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ составляет 1 год и на день рассмотрения жалобы не истек.
При таких обстоятельствах, суд, пришел к выводу об отмене постановления должностного лица и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Русско-Полянское районное отделение судебных приставов УФССП России по Омской области.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, установить все юридически значимые обстоятельства, проверить наличие либо отсутствие извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, после чего в соответствии с требованиями законодательства вынести по делу законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника отделения-старшим судебным приставом Русско-Полянского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Омской области Капышев М.Д., в отношении администрации Алаботинского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о назначении наказания по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Русско-Полянское районное отделение судебных приставов УФССП России по Омской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.Н. Прыгунова