Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-8267/2019 от 19.06.2019

Судья: Родина Т.А. адм. дело №33а-8267/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2019 года судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Вачковой И.Г.,

судей: Сивохина Д.А., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Майдановой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области на решение Самарского областного суда от 30 апреля 2019 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Управления Росреестра по Самарской области Старковой Ю.К. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Чумаченко С.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков.

В обоснование заявленных требований указано, что Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1960 кв.м, расположенный по адресу ориентира: <адрес>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» в размере 2 470 403,60 руб., на основании работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области, выполненных ООО «Группа комплексных решений», исходя из отнесения его к 7 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения».

Административный истец не согласен с результатами проведенной оценки и определением кадастровой стоимости поскольку, указанный выше земельный участок, исходя из его фактического использования, а также специальных полномочий и компетенции Банка России, фактически являющегося органом государственной власти, осуществляющим функции государственного регулирования и надзора, относится к 17 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», в связи с чем кадастровая стоимость названного объекта недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки определена ошибочно, что нарушает его права как плательщика земельного налога. 18.09.2018 административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого земельного участка, однако Комиссия не приняла заявление к рассмотрению, ввиду истечения срока для обращения в Комиссию.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2 067 996 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 17 группы видов разрешенного использования.

Решением Самарского областного суда от 30 апреля 2019 года административный иск удовлетворен. Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации восстановлен пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1960 кв. м, расположенного по адресу ориентира: <адрес> по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2 067 996 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 17 группы видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Определена дата подачи Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 18.09.2018, в суд - 18.02.2019.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области Старкова Ю.К. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Представитель Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Чумаченко С.А. (по доверенности) просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании ст.150, ч.2 ст.306 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Из материалов дела следует, что Центральному банку Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1960 кв.м, расположенный по адресу ориентира: <адрес>

Судом установлено, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в разрезе муниципальных образований Самарской области, и на основании работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области, выполненных ООО «Группа комплексных решений», с применением показателя кадастровой стоимости 7 вида разрешенного использования земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения) -1260,41 руб./кв.м. по состоянию на 1 января 2013 года составляет в размере 2 470 403, 60 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктами 4 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в ред. действовавшей на момент оценки спорного земельного участка), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Во исполнение указанных Правил приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которыми определялись виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.17).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Самарской области определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент оценки спорного земельного участка).

Установленный на момент проведения кадастровой оценки вид разрешенного использования спорного земельного участка – «для размещения здания банка» не соответствует перечню видов, указанному в пункте 1.2 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент оценки спорного земельного участка), поэтому его соотношение должно осуществляться с учетом определенных критериев, к числу которых относятся статус правообладателя земельного участка Банка России и назначение находящихся на нем зданий.

Указанный вывод также согласуется с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Цели деятельности, функции и полномочия Банка России определены Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Центральном банке Российской Федерации).

Как следует из статьи 3 Закона о Центральном банке Российской Федерации, целями деятельности Банка России являются развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, защита и обеспечение устойчивости рубля. При этом по смыслу названной нормы получение прибыли не относится к целям деятельности Банка.

В соответствии со статьей 4 Закона о Центральном банке Российской Федерации Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Согласно правовой позиции, сформулированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000г. № 268-О и от 15 января 2003г. № 45-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а его полномочия, предусмотренные положениями частей 1, 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

В соответствии с Положениями Центрального банка Российской Федерации от 29.07.1998 № 46-П, от 11.04.2016 № 538-П «О территориальных учреждениях Банка России» отделения являются обособленными подразделениями Банка России, осуществляющими часть его функций на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и входящими в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен административному истцу для размещения объектов недвижимости, обеспечивающих выполнение функций Банка России.

Так, на земельном участке с кадастровым номером расположено служебное нежилое здание, использовавшееся ранее Отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, как территориальным учреждением Банка России, в своей непосредственной деятельности для выполнения функций органов государственной власти и управления.

Высвободившиеся помещения, распложенные в указанном выше здании, переданы в аренду ПАО «Сбербанк России», индивидуальному предпринимателю Исаевой Е.Д., обществу с ограниченной ответственностью Бухгалтерская фирма «Деловое сопровождение».

Деятельность Банка России по передаче во временное владение и пользование объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Методическими рекомендациями по организации передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, помещений) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) территориальными учреждениями и иными структурными подразделениями Банка России, доведенными письмом Банка России от 30.11.2009 № 159-Т.

Как следует из главы 2 названных выше Методических рекомендаций, передача объектов недвижимости Банка России не преследует цель получения прибыли, то есть не является предпринимательской в том смысле, как это указано в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а осуществляется на основе принципа целесообразности распоряжения объектами недвижимого имущества, под которыми понимается экономически обоснованное распоряжение недвижимым имуществом, учитываемым в бухгалтерском учете учреждения Банка России, путем передачи его в аренду в связи с приостановлением процесса использования зданий, помещений и сооружений для целей деятельности учреждения Банка России. Преимущественным правом получения в аренду объекта недвижимого имущества обладает РОСИНКАС. Объекты недвижимости могут быть сданы в аренду другим юридическим лицам только после отказа филиала РОСИНКАС от аренды. Размер арендной платы определяется на основании отчета об оценке, проведенной независимым оценщиком.

Таким образом, деятельность Банка России по управлению имуществом является реализацией возложенных на него государственно-властных полномочий.

В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

К таким искажениям может быть отнесено неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07. 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Установлено, что 19.02.2019 в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения о виде разрешенного использования земельного участка с: «для размещения служебного здания центрального банка РФ» на: «общественное управление».

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, приведено описание возможной эксплуатации земельного участка с видом разрешенного использования «общественное управление»: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов управления политических партий, профессиональных и отраслевых союзов, творческих союзов и иных общественных объединений граждан по отраслевому или политическому признаку; размещение объектов капитального строительства для дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что земельный участок с кадастровым номером предназначен для размещения административного здания и в силу этого подлежит отнесению к 17 группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

Исходя из вида разрешенного использования, соответствующего пункту 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (в редакции, действовавшей на момент оценки спорного земельного участка), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2 067 996 руб. (1960 кв. м. (площадь земельного участка) х 1055,10 руб./кв.м (среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли в разрезе видов разрешенного использования).

Ошибочное отнесение спорного земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки к 7 группе видов разрешенного использования повлекло неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости и подлежит исправлению на основании решения суда.

Согласно положениям части 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии Законом о государственной регистрации недвижимости (часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кировской области административный истец обратился 18.09.2018, а в суд 18.02.2019.

При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении требований является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Доводы, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о правомерном применении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, исходя из 7 группы вида разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», несостоятельны, по вышеизложенным мотивам.

Ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами не представлено доказательств того, что деятельность, осуществляемая административным истцом на указанном выше земельном участке, позволяет отнести его к 7 группе видов разрешенного использования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в судебном заседании установлено, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка, при которой оценщик не учитывал сведения о расположенных на нем объектах капитального строительства, превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере рыночной стоимости, что свидетельствует о повлекшем нарушение прав административного истца и ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости.

Иные доводы и обстоятельства, на которые указывается в апелляционной жалобе, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 КАС РФ) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 КАС РФ); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Никаких нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

    

    ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Самарского областного суда от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-8267/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Центральный банк Российской Федерации, в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Исаева Е.Д.
ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
Администрация сельского поселения Красный Яр
ООО Бухгалтерская фирма «Деловое сопровождение»
ПАО Сбербанк РФ
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.06.2019Передача дела судье
09.07.2019Судебное заседание
19.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее