Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-32/2021 от 11.01.2021

Судья Кропотова Т.Е. дело № 7р-32/2021

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 4 февраля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Коровиной Ю.Л. на постановление заместителя главного государственного инспектора
г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника Межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Е.В.А. от 20 октября 2020 года и решение судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Коровиной Ю.Л., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> <адрес>, состоящей в браке, иждивенцев не имеющей, работающей главным редактором <...> <...> ранее не привлекавшей к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора
г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника Межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Е.В.А. от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 декабря 2020 года, Коровина Ю.Л. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Коровина Ю.Л. просит вынесенные в отношении нее решения отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что как собственник жилого дома по адресу: <адрес>, не была уведомлена о проведении прокуратурой города Йошкар-Олы выездных проверочных мероприятий, вследствие чего осмотр дома и дворовой территории производился без ее присутствия и без законных оснований. Выводы о соответствии жилого дома признакам культового здания сделан на основе фотоснимков, на которых видна только часть дома, в которой проводятся богослужения. Вместе с тем спорный дом не утратил статуса жилого, проведение в нем богослужений не нарушает требования действующего законодательства.

В судебное заседание Коровина Ю.Л. не явилась, была извещена о его месте и времени своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы суду не заявлено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ее подателя.

Выслушав объяснения должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, вынесшего постановление о привлечении
Коровиной Ю.Л. к административной ответственности, Е.В.А., выразившего несогласие с жалобой, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы жалобного производства, материалы прокурорской проверки, выслушав показания свидетеля – прокурора Л.И.В. по обстоятельствам проведения осмотра земельного участка и жилого дома 18 августа 2020 года, прихожу к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) в порядке реализации конституционных предписаний закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения ЗК РФ (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (Постановление от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 24 декабря 2013 года № 2153-О, от 24 марта 2015 года
№ 671-О, от 23 июня 2015 года № 1453-О, от 28 февраля 2017 года № 443-О, от 28 сентября 2017 года № 1919-О, от 27 сентября 2018 года № 2347-О и др.).

Одной из гарантий соблюдения требований земельного законодательства выступает часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что 18 августа 2020 года на основании поручения прокуратуры Республики Марий Эл от 10 августа 2020 года
<№> заместителем прокурора города Йошкар-Олы принято решение <№> о проведении проверки в деятельности местной религиозной организации <...> (далее – религиозная организация) с целью надзора за соблюдением требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, имеющий вид разрешенного использования: для размещения жилого дома, принадлежащий на праве собственности физическому лицу
Коровиной Ю.Л., используется религиозной организацией, которая фактически осуществляет свою деятельность по указанному адресу, жилой дом является культовым зданием, в нем проводят богослужения. Таким образом, земельный участок используется не в соответствии с видом разрешенного использования.

Для рассмотрения и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.8
КоАП РФ, материалы прокурорской проверки 18 августа 2020 года переданы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее – Управление Росреестра по Республике Марий Эл).

На основании распоряжения Управления Росреестра по Республике Марий Эл от 2 сентября 2020 года <№> в отношении Коровиной Ю.Л. в рамках осуществления государственного земельного надзора проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов о нарушении требований земельного законодательства, признаки которого выявлены по итогам проведения прокурорской проверки. О проведении проверки Коровина Ю.Л. уведомлена 3 сентября 2020 года.

По итогам проведения проверки составлен акт проверки от 25 сентября 2020 года <№>, в этот же день Коровина Ю.Л. выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а 6 октября 2020 года в отношении Коровиной Ю.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в котором со ссылкой на материалы прокурорской проверки, материалы проверки, проведенной должностными лицами Управления Росреестра по Республике Марий Эл, указано, что по договору безвозмездного пользования от 1 января 2018 года жилые помещения в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес>,
<адрес>, переданы в безвозмездное пользование местной религиозной организации <...>. Из фотоматериалов видно, что здание не имеет признаков жилого дома, о чем свидетельствует наличие стоянки служебного транспорта, внутреннее обустройство здания (реконструкция помещений). В сети «Интернет» размещена реклама религиозной организации с указанием адреса: <адрес>, также имеется указание на нахождение офиса организации по указанному адресу. Таким образом, земельный участок, предназначенный для размещения жилого дома, используется под размещение культового религиозного сооружения, то есть не в соответствии с видом разрешенного использования, что является нарушением земельного законодательства. Документы, разрешающие использование Коровиной Ю.Л. данного земельного участка под иное, кроме размещения жилого дома, отсутствуют.

С протоколом об административном правонарушении Коровина Ю.Л. ознакомлена, протокол ею подписан.

Согласно письменным объяснениям Коровиной Ю.Л. от 3 сентября 2020 года, которые она подтвердила при составлении протокола об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» она по собственному желанию была привлечена в качестве добровольца (волонтера) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ и оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение деятельности религиозной организации. В этой связи был заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому религиозной организации была предоставлена во временное пользование часть жилого дома для проведения богослужений на постоянной основе. Передача земельного участка в пользование не производилась. Передавая религиозной организации во временное пользование исключительно только часть жилого помещения, в силу своей неосмотрительности она не предполагала, что в дальнейшем могут возникнуть все признаки, характеризующие административное правонарушение по факту использования земельного участка не по целевому назначению. В настоящее время ею предпринимаются все возможные меры по устранению выявленных нарушений, которые будут направлены на приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с действующим законодательством, а также изменения статуса использования самого объекта недвижимости.

В соответствии с договором безвозмездного пользования от 1 января 2018 года, заключенным между Коровиной Ю.Л. (наймодатель) и религиозной организацией <...> в лице Пастора П.С.А. (наниматель), наймодатель передает в безвозмездное пользование, а наниматель принимает в пользование жилые помещения общей площадью <...> кв.м в жилом доме площадью <...> кв.м, расположенном на земельном участке площадью <...> по адресу:
<адрес>, для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного образования, иной религиозной деятельности (пункт 1.1 договора). Договор действует с 1 января 2018 года (пункт 1.2). В соответствии с пунктом 1.5 договора наймодатель предоставляет адрес жилого помещения для использования в качестве юридического адреса нанимателя.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушения 26 октября 2020 года заместителем главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника Межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Е.В.А. <...> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

В постановлении о назначении административного наказания установлено, что помещения жилого дома фактически утратили признаки жилого и приобрели характеристики культового, административного (служебного) помещения религиозной организации и функционируют для обеспечения его административной и производственной деятельности.

Выводы о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в том числе виновности Коровиной Ю.Л. в его совершении, к которым пришло должностное лицо административного органа, признаны обоснованными судьей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл по результатам рассмотрения жалобы физического лица.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние Коровиной Ю.Л., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.

Обращаясь с жалобой в Верховный Суд Республики Марий Эл, Коровина Ю.Л. утверждает, что при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о трансформации жилого здания, находящегося на земельном участке, в культовое, спорный дом не утратил статуса жилого.

Приведенное суждение не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых актов.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 3-О, принятом по жалобе Централизованной религиозной организации «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа святых последних дней в России» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, пунктом 2 статьи 7 и абзацем вторым статьи 42 ЗК РФ, указано, что действующее правовое регулирование, позволяя гражданам использовать принадлежащие им жилые помещения для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, предполагает и соблюдение - с учетом публичных интересов - пределов такой возможности, а именно: недопустимо такое использование помещения, при котором оно, утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового или административного (служебного) помещения религиозной организации. Следовательно, предоставление религиозной организации гражданами - собственниками жилых помещений возможности проводить в них богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес жилого помещения в качестве адреса религиозной организации не является нарушением закона и не может служить основанием для привлечения таких граждан к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, при том, однако, условии, что сохраняется установленный законодателем для жилых помещений правовой режим, исключающий придание им иного - культового значения, когда они используются на постоянной основе именно религиозной организацией для осуществления ее уставной деятельности, включая размещение руководящих органов. Правоприменителям же, рассматривающим вопрос о привлечении к административной ответственности, необходимо исходить из всей совокупности фактических обстоятельств, свидетельствующих о трансформации жилого помещения в культовое или административное (служебное).

Формулируя данный правовой подход, Конституционный Суд Российской Федерации в упомянутом определении сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2019 года № 35-П, которым абзац второй статьи 42 ЗК РФ и часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 данного Кодекса, собственника земельного участка с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства и расположенного на данном земельном участке жилого помещения в случаях предоставления религиозной организации возможности совершать в этом жилом помещении богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес этого жилого помещения в качестве адреса религиозной организации и не допускают такого использования этого жилого помещения религиозной организацией, когда оно, фактически утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового помещения либо административного (служебного) помещения религиозной организации.

Вопреки доводам заявителя, о том, что жилой дом по адресу:
<адрес>, фактически утратил статус жилого и приобрел характеристики культового помещения, а также служебного помещения религиозной организации, свидетельствуют все материалы дела, в том числе фотоснимки, сделанные при осмотре дома и земельного участка в ходе прокурорской проверки, на которых видно, что на территории земельного участка около дома расположена служебная стоянка для автотранспорта религиозной организации (на воротах имеет табличка «стоянка только для служебных машин»), внутри дом реконструирован под общественное место для массового посещения людьми, о чем свидетельствуют раздевалка, просторный зал для богослужений с большим количеством посадочных мест, информационный стенд на стене. Согласно договору безвозмездного пользования от <дата> Коровина Ю.Л. передала религиозной организацией <...> <...> в пользование помещения площадью <...> кв.м из <...> кв.м, составляющих общую площадь дома, то есть лишь <...> кв.м общей площади не занято юридическим лицом.

То обстоятельство, что по данному адресу зарегистрированы по месту проживания физические лица, само по себе не свидетельствует о том, что дом продолжает оставаться жилым. Кроме того, как следует из объяснений защитника Коровиной Ю.Л., отраженных в оспариваемом решении
судьи Йошкар-Олинского городского Суда Республики Марий Эл, дом используется для проживания только семьи пастора П.С.А. в весенне-летне-осенний период.

Таким образом, представленными доказательствами в их совокупности подтверждается использование находящегося на земельном участке здания на регулярной основе для осуществления уставной деятельности религиозной организации при отсутствии признаков использования помещений в этом здании, находящемся на земельном участке, в качестве жилых (для проживания граждан и для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании). В рассматриваемом случае очевидно, что имела место трансформация установленного правового режима здания и придание ему иного (культового, религиозного) значения.

Оценка материалов дела с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации свидетельствует о правильности выводов о нарушении собственником земельного участка, предоставленного для размещения жилого дома, требований земельного законодательства.

Довод жалобы о том, что Коровина Ю.Л. как собственник земельного участка и здания на нем не была уведомлена о прокурорской проверке, не свидетельствует о невозможности использования доказательств, полученных в ходе такой проверки, при рассмотрении настоящего дела, поскольку проверка проводилась прокуратурой г. Йошкар-Олы в отношении юридического лица – религиозной организации по ее юридическому адресу. О проверке в отношении собственника земельного участка, проводимой Управлением Росреестра по Республике Марий Эл, куда из прокуратуры были переданы материалы по выявленным фактам нарушений земельного законодательства, Коровина Ю.Л. была уведомлена, имела возможность давать объяснения, представлять доказательства. В ходе проверки, а также в дальнейшем при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела собственником земельного участка и здания на нем не опровергнута достоверность доказательств, собранных административным органом по делу, не представлено доказательств, свидетельствующих о сохранении зданием характеристик жилого дома.

Полученные по результатам проверки доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, обоснованно положены в основу выводов о наличии в действиях Коровиной Ю.Л. состава вмененного ей административного правонарушения.

Таким образом, должностное лицо административного органа и судья городского суда сделали правильный вывод о том, что фактически земельный участок используется не в соответствии с документально установленным видом разрешенного использования, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 ЗК РФ.

Нарушений процессуальных норм, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не допущено.

Наказание назначено Коровиной Ю.Л. как физическому лицу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 8.8 кодекса, является обоснованным и справедливым, размер штрафа является минимальным.

Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5
КоАП РФ, не установлено.

Судом дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, оснований для отмены оспариваемых решений не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление заместителя главного государственного инспектора
г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника Межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Е.В.А. от 20 октября 2020 года и решение судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коровиной Ю.Л. оставить без изменения, жалобу Коровиной Ю.Л. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Э.И. Салихова

7р-32/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Коровина Юлия Львовна
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
12.01.2021Материалы переданы в производство судье
03.02.2021Судебное заседание
04.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее