Дело №2-4912/2020
2.093
УИД 16RS0049-01-2020-012966-75
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 декабря 2020 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нуруллиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Садыковой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хузиной О.М. к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании незаконным решения и возложении обязанности по рассмотрению заявления о назначении пособия,
У С Т А Н О В И Л:
Хузина О.М. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании незаконным решения и возложении обязанности по рассмотрению заявления о назначении пособия.
В обоснование исковых требований указано, что истец является матерью Хузиной К.А., что подтверждается свидетельством о рождении III-KB N9 887741.
10 октября 2020 года истец обратилась в Государственное казённое учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка с 3 до 7 лет.
Истец и ее супруг на день подачи заявления о мерах социальной поддержки являлись официально безработными.
На основании ФЗ №9 125-Ф от 24 апреля 2020 года не учитываются доходы членов семьи, признанных официально безработными на день подачи заявления о назначении мер социальной поддержки. Эти сведения были проверены органами социальной защиты и прописаны в отказе на заявление истца.
Однако в назначении меры социальной поддержки истцу было отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что 12 июля 2019 года истцом была продана квартира стоимостью 980000 рублей. При расчёте среднедушевого дохода семьи средства, вырученные от продажи квартиры, были посчитаны как доход, таким образом, среднедушевой доход семьи превысил величину прожиточного минимума в регионе.
На денежные средства, полученные от продажи квартиры, 12 июля 2019 года был приобретен автомобиль KIA CEED стоимостью 512 477 рублей. 15 июля 2019 года истцом из этих средств был частично погашен ипотечный кредит в размере 300000 рублей. Таким образом, денежные средства, полученные за проданную квартиру в размере 812 477 рублей, не были потрачены на проживание семьи.
Кроме вышеупомянутых автомобиля и квартиры в собственности семьи истца больше ничего не имеется. Достоверность этой информации была проверена органами исполнительной власти субъекта РФ в целях социальной защиты населения в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального Закона от 28 декабря 2017 года № 418.
Фактически на проживание семьи от продажи имущества была потрачена сумма в размере 167 523 рублей.
Считает, что в связи с отказом ответчика в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка с 3 до 7 лет нарушается право истца на получение меры социальной поддержки, установленной Законодательством РФ, так как средства от продажи имущества в размере 812 477 рублей были потрачены на автомобиль и квартиру, которые не попадают ни под один пункт Закона Республики Татарстан № 63-3PT от 08.12.2004 года.
На основании изложенного истец просила признать незаконным решение ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» об отказе в назначении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребёнка с 3 до 7 лет, обязать ответчика вновь рассмотреть заявление истца от 10 октября 2020 года, обязать ответчика пересчитать среднедушевой доход без учёта средств от продажи имущества в размере 812 477 рублей.
В судебном заседании истец Хузина О.М. свои исковые требования поддержала полностью и просила удовлетворить ее требования.
Представитель ответчика ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Биктемирова А.З. иск не признала, представив возражение на исковое заявление, просила в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу частей 1 и 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39).
Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Указу Президента РФ № 199 от 20 марта 2020 года « О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей» ежемесячная с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
В силу пункта 5 Основных требований, Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.
В силу пункта 16 Основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в следующих случаях: смерть ребенка; размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; непредставление заявителем сведений в соответствии с пунктом 13(1) настоящих основных требований.
Согласно пункту 3 Указа Президента РФ № 199 от 20 марта 2020 года « О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей», ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
На основании постановления Кабинета Министров РТ от 26 июля 2019 года №624 «Об утверждении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Татарстан за 2 квартал 2019 года» величина прожиточного минимума на душу населения составляла 9450 рублей.
В силу статьи 22 Основных требований, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В Республике Татарстан порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно установлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года №267.
В силу пункта 3.3 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 10 апреля 2020 года №267, среднедушевой доход семьи получателя для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Установлено, что 10 октября 2020 года истец Хузина О.М. обратилась в ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на Хузину К.А., --.--.---- г. года рождения.
В состав семьи Хузиной О.М входят: супруг Хузин А.А. и дочь Хузина К.А.
Решением отделения ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Ново-Савиновском районе муниципальном районе №7627/6-2020 от 15 октября 2020 года Хузиной О.М. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ребенка Хузину К.А. Основанием для отказа указано: превышение размера среднедушевого дохода семьи получателя величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В своем отзыве представитель ответчика указывает, что при расчете среднедушевого дохода семьи Хузиных учитывались доходы за период с 01 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года. По данным Федеральной налоговой службы, у Хузиной О.М. в 2019 году имеется доход, полученный от продажи имущества в размере 980000 рублей, пособие по временной нетрудоспособности в размере 24497,48 рублей, компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях в размере 3150,14 рублей. Доходы у Хузина А.А. и Хузиной К.А. на тот период отсутствовали.
Таким образом, среднедушевой доход семьи составил 21184,65 рублей, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Татарстан.
Сведения, представленные из Федеральной налоговой службы, истец не оспаривала.
Таким образом, суд считает отказ ответчика в назначении ежемесячной выплаты на ребенка правомерным.
При этом доводы истца о том, что доход от продажи квартиры не должен учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
В силу статьи 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно пункту 3.6 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 10 апреля 2020 года №267, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов, полученных в денежной форме:
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
алименты;
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
доходы от продажи, аренды имущества;
доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, законодателем четко установлено, что доход от продажи имущества, в частности от продажи квартиры, учитывается при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты на ребенка.
Доводы истца о том, денежные средства в размере 812477 рублей были потрачены на приобретение автомашины и погашение кредита и, соответственно, не были потрачены на проживание семьи и не должны включаться при определении размера среднедушевого дохода семьи, не могут быть приняты во внимание, поскольку при определении среднедушевого дохода учитывается доход от продажи имущества в полном объеме и последующее распределение денежных средств, вырученных от продажи квартиры, не может быть принято во внимание при расчете размера среднедушевого дохода семьи.
При таких обстоятельствах исковые требования Хузиной О.М. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хузиной О.М. к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании незаконным решения и возложении обязанности по рассмотрению заявления о назначении пособия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан.
Судья Л.М. Нуруллина