РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2024 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Волкова В.В.,
при секретаре Маслянниковой С.Ф.,
с участием помощника прокурора г.Тулы Дановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-317/2024 по иску прокурора города Тулы в интересах Тульской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к администрации города Тулы об истребовании из чужого незаконного владения и снятии с кадастрового учета земельного участка,
установил:
прокурор города Тулы в интересах Тульской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области обратился в суд с иском к администрации города Тулы, в котором просил истребовать из чужого незаконного владения земельный участок, КН №, площадью 3000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и снять его с государственного кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Следственным управлением УМВД России по г. Туле возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. Органами предварительного следствия установлено, что неустановленными лицами изготовлено несоответствующее действительности постановление главы Ильинской сельской администрации Ленинского района Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3, согласно которому последней на праве собственности предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. В последующем указанное постановление предоставлено в отдел регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, для государственной регистрации права собственности на земельный участок за ФИО4 и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с КН №. Согласно сведениям из ЕГРН 14 ноября 2017 года право собственности ФИО4 прекращено ввиду ее отказа от прав на земельный участок, вследствие чего право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием города Тула.
Таким образом, в результате незаконных действий неустановленного следствием лица был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, с последующей регистрацией права собственности ФИО4 на данный земельный участок, который в установленном законом порядке данному лицу не предоставлялся.
Помощник прокурора г.Тулы Данова Ю.С. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила снять с государственного кадастрового учета земельный участок с КН №, исковые требования об истребовании из чужого незаконного владения администрации г.Тулы спорного земельного участка не поддержала в связи с неактуальностью указанных требований.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, в интересах которого заявлен иск, представитель ответчика администрации города Тулы, представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, Филиала ППК «Роскадастр» по Тульской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно постановлению о возбуждении уголовного дела и постановлению о признании потерпевшим от ДД.ММ.ГГГГ Следственным управлением УМВД России по <адрес> возбуждено уголовное дело №.23.01700023.540355 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. Органами предварительного следствия установлено, что неустановленными лицами изготовлено несоответствующее действительности постановление главы Ильинской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3, согласно которому последней на праве собственности предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, Ильинская сельская администрация, д.Гостеевка, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. В последующем, указанное постановление предоставлено в отдел регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для государственной регистрации права собственности на земельный участок за ФИО4 и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с КН 71:14:030602:297 (л.д.10-12).
Согласно сведениям из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО4 прекращено ввиду ее отказа от прав на земельный участок, вследствие чего право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием <адрес> (л.д.20,21).
Как усматривается из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ. Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.
В силу пункта 36 Постановления Пленума 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Пунктом 39 Постановления Пленума 10/22 разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу положений п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно п.2 ст. 10, п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Статьей 10.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1, п.2 ст.5).
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 23.09.2016 года №120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».
В соответствии с п.1, п.5 подп.49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 года №452, Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.
В соответствии с ч.1 ст.382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Таким образом, наличие права у Министерства на распоряжение спорным земельным участком на момент обращения прокурора г.Тулы с исковым заявлением в суд, несмотря на отсутствие регистрации этого права, установлено законом.
В силу ст.302 Гражданского кодекса РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Как усматривается из разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель). Для целей применения пунктов 1 и 2 статьи 302 ГК РФ приобретатель не считается получившим имущество возмездно, если отчуждатель не получил в полном объеме плату или иное встречное предоставление за передачу спорного имущества к тому моменту, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неправомерности отчуждения. В то же время возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.
Из представленных в суд материалов следует, что у органов предварительного следствия имелись достаточные основания для возбуждения уголовного дела по факту незаконного выбытия земельного участка из владения Российской Федерации в результате мошеннических действий неустановленных лиц путем представления подложных документов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок, КН №, выбыл из владения собственника помимо его воли.
Согласно сведениям из ЕГРН в настоящее время право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием город Тула (л.д.21).
Регистрация по недействительным основаниям права собственности на земельный участок нарушает законные интересы Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, осуществляющего полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на момент обращения с настоящим иском.
Учитывая, что истец не поддержал исковые требования об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, но и не отказался от них в порядке, предусмотренном ст.173 ГПК РФ, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования частично, принимая во внимание, что в соответствии с положениями п. «ж» ст. 1 Закона Тульской области от 28.11.2019 N 118-ЗТО (ред. от 05.12.2023) «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» с 01 января 2024 года правительство Тульской области осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, за исключением, в том числе земельных участков, предоставляемых в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд.
Принимая во внимание вышеизложенное, неактуальность исковых требований об истребовании спорного земельного участка у администрации г.Тулы на момент вынесения решения, суд считает возможным удовлетворить иск в части снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с КН №, учитывая, что эти требования являются производными от первоначально заявленных, с которыми истец обратился до вступления в силу вышеуказанной редакции Закона Тульской области от 28.11.2019 N 118-ЗТО.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ №, ░░░░░░░░ 3000 ░░.░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░