РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 16 октября 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Зайцеве С.В.,
с участием представителя административного истца – Семеновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1648/2020 по административному исковому заявлению Токарева К.А. об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Токарев К.А. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и установить кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, определенную в Отчете об оценке, чем нарушаются права и затрагиваются интересы административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца Семенова О.В., действующая на основании доверенности, просила удовлетворить требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованных лиц –администрации городского поселения Гвардейцы Борского района Самарской области, администрации Борского района Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Правительством Самарской области представлены письменные возражения на административный иск, просят в удовлетворении требований отказать.
ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в письменном отзыве оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица не направили письменных возражений.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объектах капитального строительства – нежилых зданиях:
- с кадастровым номером №, площадью 49 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 139, 1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 80-3, 9 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 129 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 139 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 496, 5 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 55, 9 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 278, 3 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 848, 1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 194, 3 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 848, 1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 849, 4 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 567, 6 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 64, 1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 381, 4 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 884, 6 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 194, 2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 201, 5 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 185, 1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 920, 1 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>;
Собственником вышеуказанных нежилых зданий является Токарев К.А., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 14.08.2020.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 г. № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства определена по состоянию на 24.07.2013 в размере:
КН № – 379 630, 40 рублей,
КН № – 1 075 490, 60 рублей,
КН № – 6 215 577, 94 рублей,
КН № – 997 399, 62 рублей,
КН № – 24 270 057, 42 рублей;
КН № – 3 838 828, 77 рублей,
КН № – 432 206, 50 рублей,
КН № – 2 481 205, 91 рублей,
КН № – 7 561 303, 40 рублей;
КН № – 1 732 297, 19 рублей,
КН № – 7 561 303, 40 рублей,
КН № – 7 572 893, 65 рублей,
КН № – 4 388 558, 33 рублей,
КН № – 571 488, 68 рублей,
КН № – 3 400 402, 21 рублей,
КН № – 7 886 722, 07 рублей,
КН № – 1 731 405, 64 рублей,
КН № – 1 796 489, 37 рублей,
КН № – 1 650 273, 86 рублей,
КН № – 7 114 010, 78 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 14.08.2020, 02.10.2020, актами ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Токарев К.А., будучи собственником спорных нежилых зданий, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов капитального строительства.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилых зданий, имеет законный интерес в установлении их кадастровой стоимости в размере действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных нежилых зданий внесены в ЕГРН 24.07.2013 года.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права Токарева К.А., в связи с чем, при отсутствии иного способа защиты права, считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № № от 04.09.2020, подготовленный оценщиком ООО РИЦ «Мегаполис».
Указанным отчётом рыночная стоимость нежилых зданий определена:
КН № – 13 511 рублей,
КН № – 42 954 рубля,
КН № – 170 417 рублей,
КН № – 41 492 рубля,
КН № – 2 009 072 рублей;
КН № – 105 216 рублей,
КН № – 117 218 рублей,
КН № – 89 600 рублей,
КН № – 180 068 рублей;
КН № – 62 412 рублей,
КН № – 180 115 рублей,
КН № – 179 890 рублей,
КН № – 149 351 рублей,
КН № – 20 641 рублей,
КН № – 122 790 рублей,
КН № – 1 594 849 рублей,
КН № – 62 767 рублей,
КН № – 64 867 рублей,
КН № – 61 018 рублей,
КН № – 195 479 рублей.
Исследовав отчёт об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности. Методики исследования, объём и этапы проведения оценки, подбор аналогов, выполнение расчётов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимого имущества, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 04.09.2020, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Токарева К.А. удовлетворить.
Восстановить Токареву К.А. срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Установить кадастровую стоимость нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года:
с кадастровым номером № в размере 13 511 рублей,
с кадастровым номером № в размере 42 954 рубля,
с кадастровым номером № в размере 170 417 рублей,
с кадастровым номером № в размере 41 492 рубля,
с кадастровым номером № в размере 2 009 072 рублей;
с кадастровым номером № в размере 105 216 рублей,
с кадастровым номером № в размере 117 218 рублей,
с кадастровым номером № в размере 89 600 рублей,
с кадастровым номером № в размере 180 068 рублей;
с кадастровым номером № в размере 62 412 рублей,
с кадастровым номером № в размере 180 115 рублей,
с кадастровым номером № в размере 179 890 рублей,
с кадастровым номером № в размере 149 351 рублей,
с кадастровым номером № в размере 20 641 рублей,
с кадастровым номером № в размере 122 790 рублей,
с кадастровым номером № в размере 1 594 849 рублей,
с кадастровым номером № в размере 62 767 рублей,
с кадастровым номером № в размере 64 867 рублей,
с кадастровым номером № в размере 61 018 рублей,
с кадастровым номером № в размере 195 479 рублей.
Датой подачи Токаревым К.А. заявления в суд считать 04.09.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.10.2020.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 16 октября 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,
с участием представителя административного истца – Семеновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1648/2020 по административному исковому заявлению Токарева К.А. об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Токарева К.А. удовлетворить.
Восстановить Токареву К.А. срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Установить кадастровую стоимость нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года:
с кадастровым номером № в размере 13 511 рублей,
с кадастровым номером № в размере 42 954 рубля,
с кадастровым номером № в размере 170 417 рублей,
с кадастровым номером № в размере 41 492 рубля,
с кадастровым номером № в размере 2 009 072 рублей;
с кадастровым номером № в размере 105 216 рублей,
с кадастровым номером № в размере 117 218 рублей,
с кадастровым номером № в размере 89 600 рублей,
с кадастровым номером № в размере 180 068 рублей;
с кадастровым номером № в размере 62 412 рублей,
с кадастровым номером № в размере 180 115 рублей,
с кадастровым номером № в размере 179 890 рублей,
с кадастровым номером № в размере 149 351 рублей,
с кадастровым номером № в размере 20 641 рублей,
с кадастровым номером № в размере 122 790 рублей,
с кадастровым номером № в размере 1 594 849 рублей,
с кадастровым номером № в размере 62 767 рублей,
с кадастровым номером № в размере 64 867 рублей,
с кадастровым номером № в размере 61 018 рублей,
с кадастровым номером № в размере 195 479 рублей.
Датой подачи Токаревым К.А. заявления в суд считать 04.09.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Калинникова