Дело № 2-2819/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Филипповой У.А., с участием представителей:
от истца – ФИО3, от ответчика – ФИО4,
от государственного органа – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ....
<...> г. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МОГО «Ухта» о признании действий незаконными с возложением обязанности,
установил:
ФИО1 обратился с иском к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности осуществить ремонт дворового проезда ....у в .... в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Мотивируя исковое заявление указал, что является воспитывает ребенка-инвалида и проживает в многоквартирном доме. Дорожное полотно проезда имеет недостатки в виде выбоин и ям, а местами и полное отсутствие покрытия, что делает невозможным следование к дому и создает угрозу безопасности дорожного движения. Неоднократные обращения в администрацию оставлены без должного внимания. В связи с чем, просит возложить на ответчика обязанность организовать надлежащее содержание автомобильной дороги и устранить разрушения асфальтобетонного покрытия дворового проезда в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Определением суда от <...> г. к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечено МУ «УЖКХ» и ОГИБДД ОМВД России по .... для дачи заключения.
Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие с представителем, который требования поддержал.
Представитель администрации муниципального образования с требованиями не согласилась по доводам отзыва, полагая, что предпринятых мер по текущему ремонту дворового проезда достаточно для организации дорожного движения.
МУ «УЖКХ» направило отзыв и указало, что в 2022 году был запланирован ремонт дворового проезда, трижды объявлялся электронный аукцион, однако ни один не состоялся. На 2023 год ремонт не запланирован в связи с ограниченностью финансирования, разумный срок для выполнения работ по ремонту проезда – <...> г..
Заслушав участников процесса и заключение государственного инспектора о необходимости удовлетворения искового заявления в связи с несоответствием покрытия проезжей части требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
По техническому паспорту от <...> г. дворовой проезд многоквартирного ....у в .... является придомовой территорией.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, на государственном кадастровом учете не состоит, координаты границ земельного участка не установлены. .... предназначен для сквозного движения транспортных средств и имеет сообщение с .....
ФИО1 является собственником жилого помещения – ....у в .....
<...> г. сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения выявлены повреждения дорожного покрытия дворового проезда ....у в .... в виде углублений с резко выраженными краями, превышающие допустимые значения.
В весенне-летний период 2022 года произведены работы по содержанию объектов внешнего благоустройства МОГО «Ухта» в том числе ямочный ремонт асфальтовой крошкой дворового проезда ....у.
Несмотря на это, <...> г. при осмотре государственным инспектором по безопасности дорожного движения улично-дорожной сети вдоль ....у выявлены недостатки в содержании дороги, а именно повреждение дорожной в виде просадок, предельные размеры которых превышают по длине – 15 см., глубине – 5 см., по площади – 0,06 м? и по результатам измерений имеют максимальные значения: 3 м * 8,2 см * 6,09 м?; 2,47 м * 5,6 см * 2,569 м?; 1,52 м * 5,5 см * 1,718 м?; 1,27 м * 5,4 см * 1,689 м?; 2,03 м * 7 см * 2,538 м?.
Изложенное подтверждается исследованными в суде доказательствами.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В пункте 5 части статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (статья 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно пункту 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Поскольку состояние автомобильной дороги не соответствует требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере безопасности дорожного движения, что нарушает права и законные интересы не только истца, но и неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе истцу и его малолетнему ребенку-инвалиду, нуждающемуся в регулярном уходе с посещением медицинских и образовательных учреждений, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В таком случае следует признать незаконным бездействие администрации МОГО «Ухта» по ненадлежащему содержанию дворового проезда ....у в .....
Установленный факт бездействия не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения установленной законом обязанности, в том числе путем осуществления контроля за состоянием дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечения их соответствия эксплуатационным требованиям в нормативные сроки.
Вместе с тем, из дела следует, что текущий ремонт дворового проезда не привел к желаемому длительному результату, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, исполнить возложенную на ответчика обязанность следует до <...> г., поскольку данный срок будет являться достаточным для выполнения необходимых капитальных мероприятий.
При установлении срока судом учтены особенности планирования и функционирования бюджетной системы для реального исполнения судебного акта и в конечном счете эффективности судебной защиты.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации МОГО «Ухта», выразившееся в ненадлежащем содержании дворового проезда ....у в .....
Обязать администрацию муниципального образования городской округ «Ухта», в срок до <...> г., привести автомобильную дорогу, расположенную у ....у в ...., в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-
Мотивированное решение составлено 5 сентября 2023 года.
Судья- М.О. Никулин