Дело № 33-6262/2014
апелляционное определение
г. Тюмень | <.......> |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е. |
судейпри секретаре | Немчиновой Н.В., Глушко А.Р.Безгубенко А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 15 сентября 2014 года, которым постановлено:
«Признать незаконным отказ администрации города Ишима Б. в предварительном согласовании места размещения объекта по <.......> на основании заявления от <.......>.
Обязать администрацию города Ишима Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и свобод Б., рассмотреть его заявление от <.......> и принять по нему решение.
Расходы по госпошлине принять на счет государства».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя администрации г. Ишима М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заявитель Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Ишима в предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Большой на основании заявления от <.......> и о возложении обязанности по согласованию места размещения объекта по ул. Большой на основании заявления Б. от <.......> г.
Заявление мотивировано тем, что <.......> администрацией г. Ишима Б. было отказано в предоставлении земельного участка по ул. Большой г. Ишима Тюменской области для проектирования и строительства торгового центра, придорожного центра, придорожного сервиса. Решением Ишимского городского суда от <.......> Б. было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании указанного отказа. Апелляционным определением Тюменского областного суда от <.......> решение Ишимского городского суда от <.......> отменено, требования Б. удовлетворены в полном объеме. В ответе администрации г. Ишима от <.......> <.......> указано, что комиссией по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, заявителю было отказано в согласовании места размещения объекта. Причиной отказа послужило отсутствие в заявлении Б. и прилагаемых к нему документах сведений о предполагаемом месте размещения объекта, о размещении испрашиваемого земельного участка, испрашиваемом праве на земельный участок. Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта может принять исключительно орган местного самоуправления. Комиссия по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, в структуру органов местного самоуправления города Ишима не входит. Указывает, что при подаче заявления о предоставлении в аренду земельного участка он руководствовался формой заявления, предусмотренной Приложением <.......> к Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта», утвержденным постановлением администрации г. Ишима <.......> от <.......>. Наличие сведений о предполагаемом месте размещения объекта, о размещении испрашиваемого земельного участка, испрашиваемом праве на земельный участок, указанная форма заявления не содержит. Ссылаясь на положения вышеуказанного регламента, Б. указывает, что он не имел возможности предоставить необходимые для согласования места размещения объекта сведения, а какие-либо иные сведения администрацией города Ишима у Б. не запрашивались. Кроме того, на основании подп. «а» п. 2.9. указанного административного регламента: «несоответствие заявления форме, установленной в приложении <.......> к Регламенту, или его заполнение не в полном объеме» является причиной отказа в приеме документов заявителя. Заявитель просит признать незаконным отказ администрации города Ишима в предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Большой на основании заявления от <.......>, возложить на администрацию г. Ишима обязанность по согласованию места размещения объекта по ул. Большой города Ишима на основании заявления Б. от <.......>
В судебном заседании заявитель Б. и его представитель Т. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации г. Ишима Тюменской области М. в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым администрация <.......> в лице представителя М. в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение, указывая, что судом неверно применены нормы материального права. Ссылаясь на п.1.2 ст.30 ЗК РФ, п. 5.6 Решения Ишимской городской Думы от <.......> г.<.......> «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельным участком, находящихся в муниципальной собственности городского округа <.......>» (далее по тексту - Положение), указывает, что заявление Б. не содержит сведений, предусмотренных п.1 ст.31 ЗК РФ, при этом положения Земельного кодекса РФ не ставят данные требования к содержанию заявления в зависимость от наличия либо отсутствия аналогичных заявлений, так как при рассмотрении заявления по существу может быть установлена возможность предоставления земельных участков для строительства объектов каждому из заявителей. В обеспечение исполнения требований ч.1 ст.31 ЗК РФ на территории муниципального образования городской округ <.......> рассмотрение заявления и принятие решения о предоставлении земельных участков для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение заявления и принятии решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта» (далее по тексту Административный регламент). Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе: заявление о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. В заявлении Б., в нарушение указанной нормы не указаны паспортные данные, а также предполагаемое место размещения объекта, испрашиваемое право на земельный участок, обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка. В связи с чем администрация <.......> ставит под вопрос возможность рассмотрения обращения Б. по существу. Кроме того, в силу п.3.2.7 Административного регламента комиссия вправе была принять решение о невозможности согласования места расположения объекта для строительства. Считает, что выводы суда противоречат требованиям законодательства, и Б. ставится в преимущественное положение перед иными претендентами на получение муниципальной услуги, и с него снимается обязанность по исполнению требований, предусмотренных п.1 ст.31 ЗК РФ и п.2.6 Административного регламента.
Б. и его представитель Т. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, <.......> на заседании комиссии по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также о выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций администрации <.......> был рассмотрен и решен положительно вопрос о предоставлении в аренду земельного участка по <.......>, для проектирования и строительства торгового центра (при условии: внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <.......>, утвержденных решением Ишимской городской Думы от <.......> № <.......>; осуществления переноса инженерных сетей, расположенных на испрашиваемом земельном участке; предварительного согласования места размещения торгового центра). Информационное сообщение об итогах заседания комиссии от <.......> было опубликовано в газете «Ишимская правда» № <.......> от <.......>..
Согласно п. 5.6. Решения Ишимской городской Думы от <.......> N 395 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа <.......>" предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах в случаях подачи в отношении земельного участка двух и более заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, имеющего одинаковое разрешенное использование, кроме случаев, когда по одному из поданных заявлений принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо когда второе (и последующие) заявление подано по истечении одного месяца со дня подачи первого заявления.
<.......> в администрацию г. Ишима Тюменской области от Б. поступило заявление о выборе земельного участка по ул. Большой, для проектирования и строительства торгового центра, придорожного центра, придорожного сервиса со ссылкой при этом на публикацию в газете «Ишимская правда» от <.......> №<.......>).
Письмом от <.......> <.......> заместителя главы города Ишима по имуществу «О предоставлении земельного участка» в удовлетворении заявления Б. было отказано. Данный отказ Б. обжаловал в судебном порядке.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от <.......> в удовлетворении заявления Б. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от <.......> решение Ишимского городского суда Тюменской области от <.......> отменено и по делу принято новое решение, которым отказ администрации г. Ишима Тюменской области в предоставлении земельного участка по ул. Большой г. Ишима Б. от <.......> <.......> признан незаконным, на администрацию г. Ишима Тюменской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод Б.
Письмом заместителя главы города Ишима по имуществу от <.......> <.......> заявителю было сообщено о том, что <.......> на заседании комиссии по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, принято решение о невозможности согласования места расположения объекта для строительства по причине отсутствия в заявлении и прилагаемых к нему документах сведений о предполагаемом месте размещения объекта, о размере испрашиваемого земельного участка, испрашиваемом праве на земельный участок, необходимых для рассмотрения данного вопроса по существу и осуществления дальнейших действий.
Постановлением администрации города Ишима от <.......> <.......> утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта» (далее также – Регламент).
Пунктом 2.6 названного Регламента предусмотрено, что для предоставления муниципальной услуги устанавливается следующий исчерпывающий перечень документов: а) заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя заместителя Главы города Ишима по имуществу. В заявлении указывается:
- для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные данные; - для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения органа управления юридического лица, расчетный счет и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); - предполагаемое место размещения объекта; - испрашиваемое право на земельный участок; - обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка; - назначение объекта; б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя (оригинал документа подлежит возврату заявителю (представителю заявителя) после удостоверения его личности при личном приеме); в) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, в случае подачи заявления представителем заявителя по доверенности; г) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица или предпринимателя; д) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, если заявителем является юридическое лицо; е) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на приобретаемый земельный участок или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
При этом в Приложении №1 к административному регламенту приведена форма заявления о предоставлении земельного участка для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п.2.9 Регламента в приеме документов, необходимых в соответствии с п. 2.6 Регламента, для предоставления муниципальной услуги, отказывается при наличии одного из перечисленных в этом пункте оснований.
Несоответствие заявления форме, установленной в приложении №1 к Регламенту, или его заполнение в неполном объеме, является основанием для отказа в приеме документов (подпункт «б» пункта 2.9 Регламента).
В связи с чем в согласовании места расположения объекта для строительства Б. не могло быть отказано по причине отсутствия в заявлении и прилагаемых к нему документах сведений о предполагаемом месте размещения объекта, о размере испрашиваемого земельного участка, испрашиваемом праве на земельный участок.
При таких обстоятельствах, вывод суда о признании незаконным отказа администрации города Ишима Б. в предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Большой на основании его заявления от <.......>, принятого администрацией г. Ишима к рассмотрению, и об удовлетворении заявленных требований, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Ишима по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ишима - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: