Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-28/2023 (2-195/2022;) ~ М-178/2022 от 29.12.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 10 января 2023 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Байыр-оол А.Е., с участием истца - помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Хертека А.М., представителя ответчика ХХХ, в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва об обязании устранить нарушения федерального законодательства и привести пандусы при входах в административные здания, расположенные в домах 8 и 8 «в» по улице Ленина села Чаа-Холь Чаа-Хольского района в соответствие со Сводом правил 59.13330.2020 «Строительные нормы и правила Российской Федерации 35-01-2001, Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», установить при входах в указанные здания необходимые для инвалидов звуковые и зрительные информации, также надписи, знаки и графические информации, выполненные шрифтом Брайля,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Чаа-Хольского района. Прокуратурой Чаа-Хольского района выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов в администрации Чаа-Хольского района. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов. Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства –участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. К числу таких гарантий относятся положения п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Пункт 3 ч. 1 вышеуказанной статьи устанавливает обязанность органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечения инвалидам возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски. Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основным документом в системе названных нормативных документов является Свод правил 59.13330.2020 «Строительные нормы и правила Российской Федерации35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020), утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2020 г. №904/пр. Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2012 в доступных входах в здание следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура, при перепаде высот входные площадки должны иметь пандус. В силу абз. 4 того же пункта, параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020, согласно которым пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находится в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Прокуратурой района выявлено, что в зданиях администрации Чаа-Холського района надлежащие условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в учреждение, предоставляющее муниципальные услуги, не созданы. Пандус входной площадки здания администрации Чаа-Хольского района, расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 8, с. Чаа-Холь, оборудован только односторонним ограждением, что является нарушением СП 59.13330.2020. Пандус входной площадки здания администрации Чаа-Хольского района, расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 8в, с. Чаа-Холь, также не соответствует требованиям СП 59.13330.2020, поскольку не оборудован двухсторонними поручнями, необходимой высоты в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261. Кроме того, при входе в административное здание органа местного самоуправления отсутствуют дублирующие необходимые для инвалидов звуковые и зрительные информации, а также надписи, знаки и иные текстовые и графические информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Указанные обстоятельства создают препятствия для лиц с ограниченными физическими возможностями и инвалидов, в том числе детей, использующих для передвижения кресла-коляски, самостоятельно, без посторонней помощи посетить муниципальные учреждения, что нарушает их гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством права. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства и привести пандусы при входах в административные здания, расположенные по адресу с. Чаа-Холь, ул.Ленина д.8 и д.8в в соответствие со Сводом правил 59.13330.2020 «Строительные нормы и правила Российской Федерации 35-01-2001, Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», установить при входах в указанные здания необходимые для инвалидов звуковые и зрительные информации, также надписи, знаки и графические информации, выполненные шрифтом Брайля.

В судебном заседании помощник прокурора Хертек А.М. исковые требования по изложенным в нем основаниям поддержал полностью. В уточнение иска просил обязать Администрацию Чаа-Хольского района РТ исполнить решение суда в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрация Чаа-Хольского района РТ ХХХ исковые требования признал полностью, при этом, указывая на холодный период времени, срок для исполнения решения суда просил установить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора Чаа-Хольского района А.М. Хертеком был произведен осмотр здания администрации Чаа-Хольского района, расположенных по адресу:******* Республики Тыва. Осмотром установлено, что входы в указанные здания обеспечены специальным устройством для лиц с ограниченными возможностями – пандусами, однако данные устройства не соответствуют требованиям Свода правил 59.13330.2020 «Строительные нормы и правила Российской Федерации 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, поскольку пандусы не оборудованы двусторонними поручнями необходимой высоты в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51261. Также при входе в здания администрации района не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск к сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

К акту приложены фототаблицы, в котором зафиксированы пандусы с нарушениями в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24 августа 2022 года следует, что административное здание по адресу: ******* принадлежит на праве собственности муниципальному району «Чаа-Хольскому кожууну Республики Тыва».

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Чаа-Хольского района Кривоусом Д.С. в адрес председателя администрации Чаа-Хольского района БББ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих по недопущению впредь с предложением решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства, с приложением объяснений работников администрации к ответу на представление. О результатах рассмотрения представления и принятых по нему мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок, о предварительно принятых мерах сообщить в прокуратуру района не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Документ подписан электронной подписью.

Из объяснения ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в должности начальника отдела правового и кадрового обеспечения администрации Чаа-Хольского района состоит с января 2021 года. В его компетенции входит представление интересов администрации Чаа-Хольского района, и переписка с федеральными и иными органами Российской Федерации. По представлению прокуратуры района от 21 декабря 2022 года об устранении нарушений федерального законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов,а именно приведения пандусов при входах в административные здания администрации района, расположенных по адресу: с.Чаа-Холь, ул.Ленина д.8и д.8в, может пояснить, что с доводами прокуратуры согласны полностью, однако в установленный месячный срок устранить нарушения не представляется возможным, так как погодные условия не позволяют производить какие-либо работы, и в настоящее время денежные средства на данные работы не предусмотрены.

Из справки помощника прокурора Хертека А.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения требования исполнения законодательства о защите прав инвалидов в администрации Чаа-Хольского района создают препятствия для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, в том числе детей, использующих для передвижения кресла –коляски, самостоятельно, без посторонней помощи посетить муниципальные учреждения, что нарушает их гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством права. Полагает необходимым в судебном порядке возложить обязанность устранить нарушения федерального законодательства, так как внесенное представление в установленный законом 30 дневный срок с объяснения председателя администрации устранить не представляется возможным.

Согласно частям 1 и 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Таким образом, в Федеральном законе от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Положения Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, таких, как приказ Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2012 в доступных входах в здание следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура, при перепаде высот входные площадки должны иметь пандус.

В силу абз. 4 п.6.1.2 СП, параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020, согласно которым пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находится в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Положениями Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом, социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Ссылка в объяснении ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ на отсутствие финансовой возможности на разработку проектно-сметной документации на создание условий для доступа инвалидов и других малогабаритных групп населения к объекту Администрации Чаа-Хольского района, подлежит отклонению, поскольку отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, Администрация Чаа-Хольского района не привела пандусы при входах в административные здания, расположенные в домах 8 и 8в по ул.Ленина с.Чаа-Холь в соответствии с требованиями федерального законодательства, нарушают права и интересы лиц с ограниченными физическими возможностями.

Суд считает, что ответчик Администрация Чаа-Хольского района Республики Тыва имел и мог реальную возможность привести пандусы при входах в административные здания в соответствии с требованиями федерального законодательства, однако не предприняло к тому достаточных мер.

На основании изложенного, исковое заявление и.о. прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ администрация Чаа-Хольского района Республики Тыва освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить.

Обязать Администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства и привести пандусы при входах в административные здания, расположенные по адресу: *******, в соответствие со Сводом правил 59.13330.2020 «Строительные нормы и правила Российской Федерации 35-01-2001, Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Обязать Администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва установить при входах в административные здания, расположенные по адресу: *******, необходимые для инвалидов звуковые и зрительные информации, также надписи, знаки и графические информации, выполненные шрифтом Брайля.

Срок исполнения настоящего решения установить в течение 5 (пять) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 11 января 2023 года.

Председательствующий      Монгуш К.К.

2-28/2023 (2-195/2022;) ~ М-178/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора Чаа-Хольского района Кривоус Д.С.
Ответчики
Администрация Чаа-Хольского района РТ
Суд
Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва
Судья
Монгуш Кызыл-оол Константинович
Дело на странице суда
chaa-holskiy--tva.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
11.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее