Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-395/2023 от 10.10.2023

Судья Дубовик П.Н. № 7-395/2023

РЕШЕНИЕ

г. Томск 20 октября 2023года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев жалобу Ильницкого Николая Владимировича на постановление председателя комитета лесного контроля Департамента лесного хозяйства Томской области З. № 14/2023 от 23.06.2023 и решение судьи Томского районного суда Томской области от 12.09.2023, вынесенных в отношении Ильницкого Николая Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением председателя комитета лесного контроля Департамента лесного хозяйства Томской области З. №14/2023 от 23.06.2023 Ильницкий Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением судьи Томского районного суда Томской области от 12.09.2023 указанное постановление изменено, снижен размер штрафа до 20000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Томский областной суд, Ильницкий Н.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, а производство по делу прекратить на основании ст. 24.5 КоАП РФ либо с применением положения ст. 2.9 КоАП РФ. При наличии оснований изменить решение судьи районного суда, назначить наказание в виде предупреждения.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что в материалах дела не содержатся доказательств, подтверждающих проведение каких-либо контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ как в отношении Ильницкого Н.В., так и в целом.

По мнению заявителя, контроль за его деятельностью по заготовке древесины в рамках заключенного договора купли-продажи лесных насаждений от 24.10.2022 № 332 в соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 1, 2 ст. 31, п. 3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» может быть осуществлен только путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий, поскольку граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд, являются контролируемыми лицами. Однако Департаментом лесного хозяйства Томской области этого сделано не было, что, по мнению заявителя, свидетельствует о недопустимости полученных по настоящему делу доказательств.

Также, заявитель ссылается на иную судебную практику по данной категории дел.

Заявитель полагает, что судья районного суда неверно применил нормы права, ссылаясь на приказ Минприроды России от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», а также на приказ Минприроды России от 31.08.2015 № 373 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований», поскольку указанные нормы применимы к отношениям в ходе реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), регулируется положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а не Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Заявитель обращает внимание на то, что фото-таблица, протокол об административном правонарушении и акт от 05.05.2023 № 45-Д содержат разные места совершения административного правонарушения.

По мнению заявителя, из представленной в материалы дела фото-таблицы невозможно сделать вывод о том, что фотографии № 1 - № 6 были сделаны именно на делянке /__/, переданной ему по договору купли-продажи лесных насаждений от 24.10.2022 № 332.

Кроме того, указывает, что в представленной фото-таблице содержатся фотографии «места неочистки», фотографий, свидетельствующих о нарушении пункта 29 Правил пожарной безопасности в лесу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, не имеется.

Отмечает, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания содержится вывод о том, что лесной участок переданный заявителю якобы разработан полностью на площади 0,2 га, однако материалами дела, кроме как в данных документах, данные обстоятельства, по мнению заявителя, никак не подтверждаются.

В судебном заседании Ильницкий Н.В. доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.

Председатель комитета лесного контроля Департамента лесного хозяйства Томской области З. надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявляли, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды» деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Пунктом 26 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно подп. «а» п. 27 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) в зимнее время, осуществляется весенняя доочистка лесосек.

Пунктом 29 Правил установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 04.05.2023 Ильницкий Н.В., являясь покупателем на основании договора купли-продажи лесных насаждений № 332 от 24.10.2022, по адресу: /__/, при проведении заготовки древесины для собственных нужд, в период действия постановления Администрации Томской области №212 от 28.04.2023 «Об установлении особого противопожарного режима на территории Томской области», постановления Администрации Томской области № 197а от 18.04.2023 «О начале противопожарного сезона на территории Томской области в 2023 г.», в нарушении требований лесного законодательства Российской Федерации не произвел очистку/весеннюю доочистку мест рубок от порубочных остатков на общей площади 0,02 га. Лесной участок общей площадью 0,2 га, переданный по договору, разработан полностью. Очистка мест рубок от порубочных остатков указанным в договоре способом (укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки) не проведена на площади 0,02 га. Порубочные остатки в виде крупных ветвей, сучьев, вершин, комлей срубленных деревьев длинной более двух метров не измельчены, не собраны в кучи, остались лежать на месте рубки лесных насаждений на площади 0,02 га., а также на период пожароопасного сезона оставлена заготовленная древесина в количестве 2 м3, не собрана в штабель/поленницу (разбросана по делянке) и не отделена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м., чем нарушены правила пожарной безопасности, предусмотренные п. 26, подп. «а» п. 27, п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.

Факт совершения Ильницким Н.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается исследованными судом доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Так, 04.05.2023 заместителем начальника Департамента лесного хозяйства Томской области С. патрульной группе в составе: консультанта Х., Главного специалиста М. выдано задание на осуществление патрулирования лесов /__/ лесничества по маршруту № 14-Д. в целях выявления и пресечения нарушения лесного законодательства.

В ходе патрулирования указанных лесных территорий должностным лицом были выявлены нарушения требований лесного законодательства, о чем составлен акт от 05.05.2023. Согласно акту на части лесного участка, переданного на основании договора купли-продажи Ильницкому Н.В. в целях использования для заготовки древесины, расположенного по адресу: /__/, в нарушении требований лесного законодательства Российской Федерации не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,02 га, заготовленная и оставленная древесина в количестве 2 метров кубических, на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Указанные обстоятельства наглядно подтверждены фото-таблицей, схемой движения по маршруту патрулирования к акту патрулирования лесов от 05.05.2023.

Постановлением администрации Томской области № 212 от 28.04.2023 «Об установлении особого противопожарного режима на территории Томской области» установлен особый противопожарный режим с 29.04.2023 по 14.05.2023, который действовал на день выявления административного правонарушения.

Постановлением администрации Томской области №19 7а от 18.04.2023 «О начале противопожарного сезона на территории Томской области» установлено начало пожароопасного сезона с 24.04.2023.

То есть указанные нарушения требований лесного законодательства были выявлены в период действия условий особого противопожарного режима.

По данному факту главным специалистом Комитета лесного контроля Департамента лесного хозяйства Томской области В. в отношении Ильницкого Н.В. 04.05.2023 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих проведения каких-либо контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных ч. 3.1 ст.28.1 КоАП РФ, недопустимости в качестве доказательства по делу протокола об административном правонарушении от 08.06.2023 № 14/2023, были предметом рассмотрения в районном суде и обоснованно были отвергнуты судьей как несостоятельные. Оснований не согласиться с указанным выводом судьи районного суда у суда второй инстанции не имеется.

В настоящем случае проверка в понимании Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не назначалась и фактически не проводилась, а проводились мероприятия в ходе патрулирования лесов с целью оценки состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также пресечения нарушений требований лесного законодательства на территории /__/.

В данном случае должностное лицо, имеющее право составлять протокол об административном правонарушении, непосредственно обнаружило правонарушение, что предусмотрено ст. 28.1 КоАП РФ, изучив акт патрулирования лесов от 05.05.2023, и в рамках предоставленных полномочий составило протокол об административном правонарушении.

Доводы жалобы о неверном применении судьей приказа Минприроды России от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», приказа Минприроды России от 31.08.2015 № 373 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований» являются несостоятельными.

В силу ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, проводимые в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.2 названного Закона в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 81 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Приказ Минприроды России от 12.04.2016 N 233, при выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Правонарушения по настоящему делу выявлены не в ходе проверки деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в результате патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ссылки в жалобе на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судом учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от 08.06.2023, акт от 05.05.2023 № 45-Д и фото-таблица к нему содержат разные места совершения административного правонарушения, являются несостоятельными, опровергаются представленными материалами дела, а именно актом от 05.05.2023 № 45-Д, схемой, где зафиксировано место неочистки лесосеки в /__/ по договору № 332 от 24.10.2022.

Указание в жалобе на отсутствие в материалах дела фотографий, свидетельствующих о нарушении п. 29 Правил пожарной безопасности в лесу, является несостоятельным. Фото-таблицей зафиксировано, что в нарушение п. 29 Правил, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожаропасного сезона не собрана в штабеля или поленницы и не отделана противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы, в том числе о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, были предметом проверки судьей районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении, и не ставят под сомнение наличие в действиях Ильницкого Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, на что обоснованно указано в обжалуемом решении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом также не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление председателя комитета лесного контроля Департамента лесного хозяйства Томской области З. №14/2023 от 23.06.2023 и решение судьи Томского районного суда Томской области от 12.09.2020, вынесенные в отношении Ильницкого Николая Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ильницкого Николая Владимировича – без удовлетворения.

Судья А.В. Еремеев

7-395/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Ильницкий Николай Владимирович
Суд
Томский областной суд
Судья
Еремеев Алексей Владимирович
Статьи

ст.8.32 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--tms.sudrf.ru
11.10.2023Материалы переданы в производство судье
20.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Дело оформлено
23.10.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее