УИД №
Производство №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года г. Орёл
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Квасовой Д.С.,
с участием заместителя межрайонного прокурора Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Блынского Сергея Леонидовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании совершить действия
УСТАНОВИЛ:
Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее НО «НФКР») об обязании совершить действия.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой района прокуратурой в связи с поступившим обращением жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Хомутово, <адрес>, проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации работ по капитальному ремонту крыши иного многоквартирного дома, в результате которой выявлены нарушения. В результате проверки установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Хомутово, <адрес>, нуждается в капитальном ремонте, был включен в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>», ранее срок проведения капитального ремонта был запланирован на 2021-2023 гг. Мер, направленных на перенос сроков капитального ремонта, принято не было. Сложившаяся ситуация нарушает законные права и интересы граждан безопасные условия проживания, поскольку текущее состояние многоквартирного дома не соответствует установленным требованиям и представляет опасность для граждан и их имущества. Согласно, постановлению главы городского поселения Хомутово от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима чрезвычайной ситуации в связи с нарушением условий жизнедеятельности людей многоквартирного дома по адресу <адрес> птг. Хомутово <адрес>» многоквартирной дом, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. <адрес> имеет следующие недостатки: наличие вертикальных и наклонных трещин наружных стен; наличие раскрывающихся кверху вертикальных трещин торцевых стен (шириной раскрытия до 10 мм); участки вываливания кирпичей; локальные участки выветривания и размывания раствора из швов кладки стен, а также штукатурного слоя цокольной части; наличие наклонных и вертикальных трещин кирпичной кладки стен под оконными проемами; сколы, трещины и дыры в листах покрытия кровли, отсутствие гидроизоляции кровли, гниение деревянных элементов стропильно-балочной конструкции крыши, рассыхание и растрескивание деревянных стропильных конструкций, места протекания кровли, разрушение конструкций слуховых окон, Отсутствие отмостки. На основании изложенного, просил суд обязать НО «РФКР» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, пгт. Хомутово, <адрес>, в объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В ходе рассмотрения дела Новодеревеньковский межрайонный прокурор <адрес> уточнил заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать НО «РФКР» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> птг. Хомутово <адрес> объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а именно: произвести работы по ремонту вертикальных и наклонных, раскрывающихся к верху трещин на стенах, провести работы по выветриванию и размыванию раствора из швов стен кладки, а также штукатурного слоя цокольной части, провести работы по ремонту наклонных и вертикальных трещин кирпичной кладки стен под оконными проемами, провести работы по устранению сколов, трещин и дыр в листах покрытия кровли, восстановлению гидроизоляционного покрытия кровли, выполнить работы по ремонту деревянных элементов стропильно-балочной конструкции крыши, рассыханию и растрескивание деревянных стропильных конструкций, выполнить работы по устранению протекания крыши, выполнить работы по ремонту конструкции слуховых окон, отмостки, конкретный объем и виды работ, а также стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном дома определить в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 190 ЖК РФ путем разработки проектно-сметной документации.
В судебном заседании заместитель Новодеревеньковского межрайонного прокурора <адрес> Блынский С.Л. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание ответчик НО «РФКР» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, в представленных письменных возражениях указал, что не согласен с заявленными исковыми требованиями, поскольку затронуты интересы конкретных физических лиц, а именно собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Решений о необходимости проведения капитального ремонта либо об отсутствии в необходимости проведения капитального ремонта не поступало. Оснований для применения постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, поскольку указанные нормы постановления сформулированы как право органом местного самоуправления предоставить субсидии, а не порождающие субъективное право требования от иных лиц и организаций.
Представитель третьего лица администрации Новодеревеньковского района Орловской области, не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебное заседание представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области не явился, извещен в установленном порядке, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом, с учетом мнения прокурора, определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, полагая, что с учетом конкретных обстоятельств их отсутствие не отразится на полноте исследования обстоятельств дела.
Суд, выслушав истца, исследовав доказательства, представленные по делу, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 166 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
При этом, в силу взаимосвязанных положений ст. 36.1, части 2 статьи 44, статьи 158, частей 1, 2 статьи 189 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не входит в объем работ и услуг по содержанию общего имущества, предоставляемых управляющей организацией, такой ремонт осуществляется по решению общего собрания собственников помещений дома за счет средств специального фонда, формируемого из взносов собственников и не находящегося в распоряжении управляющей организации.
Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 189 ЖК РФ в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 7 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества з многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Согласно части 2 статьи 12 Закона Орловской области «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (далее - Закон №-ОЗ) очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: од проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области (далее - региональная программа), конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее также - капитальный ремонт), определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Орловской области утверждает краткосрочные планы на срок три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Краткосрочные планы утверждаются с учетом установленного на очередной год реализации региональной программы минимального размера взноса капитальный ремонт, средств государственной поддержки, муниципальной поддержки (в случае, если указанные средства предусмотрены в областном бюджете, местных бюджетах).
В силу п. 10.1 Порядка в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирные дома, срок очередность проведения капитального ремонта которых не наступили соответствии с региональной программой, включаются в краткосрочный план, армируемый на очередной период реализации региональной программы, при наличии одного из следующих обстоятельств: наличие в многоквартирном доме лифтового оборудования, отработавшего назначенный мрок службы и требующего проведения капитального ремонта в соответствии с заключением специализированной организации по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы; необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в соответствии с заявкой органа местного самоуправления.
Объем средств, который региональный оператор в соответствии с подпунктом пункта 10.1 настоящего Порядка должен расходовать на оказание и (или) выполнение отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, определяется как доля средств от прогнозируемой суммы денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту, определенной уполномоченным органом в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, дифференцированно по муниципальным образованиям Орловской области.
При наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 Порядка, количество многоквартирных домов, в которых в текущем году производится капитальный ремонт крыши, определяется дифференцированно по каждому муниципальному образованию Орловской области как произведение 5% от общего количества многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования Орловской области, включенных в региональную программу, и доли собираемости взносов на капитальный ремонт за прошедший календарный год по помещениям, находящимся в муниципальной собственности того муниципального образования Орловской области. Из полученного результата вычитается количество домов, в которых капитальный ремонт крыши осуществляется текущем году, но ранее установленного региональной программой срока за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах территории Орловской области. Окончательный результат принимается с округлением в меньшую сторону до целого числа, но не менее одного дома.
Согласно п. 10.4 Порядка, для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: копию заключения специализированной организации по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, которое свидетельствует о наличии в многоквартирном доме лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы не требующего проведения капитального ремонта, - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 1 пункта 10.1 настоящего Порядка; заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 настоящего Порядка.
К подтверждающим документам, указанным в настоящем подпункте, относятся: заключение органа государственного жилищного надзора, указывающее
на необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; обращение управляющей организации, товарищества собственников жилья (при наличии) о невозможности устранения неисправностей крыши многоквартирного дома в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений; коллективное обращение жителей многоквартирного дома о неисправности крыши и наличии фактов попадания атмосферных осадков через кровлю в помещения этого дома; оригинал проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую. Проектная документация представляется органом местного самоуправления с прилагаемым заключением о достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также (при необходимости) заключением государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом.
Уполномоченный орган рассматривает документы, представленные органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 10.4 настоящего Порядка, течение 30 календарных дней со дня поступления таких документов.
В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, и при условии соответствия представленных документов требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка такой многоквартирный дом подлежит включению проект краткосрочного плана, формируемый уполномоченным органом в порядке и в сроки, которые установлены пунктом 13 настоящего Порядка.
В течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 10.5 настоящего Порядка, уполномоченный орган информирует орган местного самоуправления о невозможности включения многоквартирного дома, указанного в пункте 10.1 настоящего Порядка, в краткосрочный план, формируемый очередной период реализации региональной программы, в следующих случаях: недостаточного объема средств, который определен в соответствии с пунктом 10.2 настоящего Порядка и который региональный оператор должен расходовать на оказание и (или) выполнение отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов; отсутствия обстоятельств, необходимых для включения многоквартирного дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которого не наступили в соответствии с региональной программой, в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы; несоответствия документов, представляемых органом местного самоуправления, требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка.
В отношении многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, в течение года, следующего за текущим, предусматривается выполнение соответственно следующих видов работ: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. Оказание и (или) выполнение иных услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленных региональной программой, за исключением услуг и (или) работ по капитальному ремонту, указанных в пункте 10.8 настоящего Порядка, должно быть предусмотрено период, установленный для указанных домов в соответствии с региональной программой.
Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее - Постановление №), срок реализации которой определен - 2014 - 2044 годы и которым установлено, что задачами региональной программы являются: создание благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; формирование эффективных механизмов контроля за техническим состоянием жилищного фонда; использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта.
Разделом 3 областной адресной программы предусмотрено, что в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Орловской области установленном порядке утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Постановлением № установлено, что краткосрочные (сроком на три года) планы реализации региональной программы (далее также - краткосрочные планы) разрабатываются на основании предложений органов местного самоуправления и утверждаются в порядке, установленном Правительством Орловской области.
Утвержденные краткосрочные планы направляются региональному оператору органам местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» решение о необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома до наступления сроков, установленных областной программой, определяется органом местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» для формирования региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение одного месяца с даты вступления настоящего Закона в силу представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют.
Органы местного самоуправления обобщают поступившую информацию, а также собирают информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной и (или) государственной собственности, и по многоквартирным ам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Орловской области, представляется органами местного самоуправления в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, в течение одного месяца с момента их поступления формирует проект региональной программы и направляет его на рассмотрение в Правительство Орловской области.
Для включения в краткосрочный план указанных многоквартирных домов, орган местного самоуправления ежегодно до 1 апреля текущего года предоставляет уполномоченному органу перечень многоквартирных домов с приложением утверждающих документов.
Согласно п.п. 2 п. 5 Постановления Правительства Орловской области № «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области». В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1-2части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимается органом местного самоуправления и направляется региональному оператору с приложением протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города (района). В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за средств регионального оператора, определенных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и законом Орловской области в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы читального ремонта.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной истцом проверки установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области». Ранее срок проведения капитального ремонта был запланирован на 2021-2023 гг.
В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении областной адресной программы Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на территории Новодеревеньковского района изменены сроки проведения ремонтных работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с 2023 года на 2030-2032 годы.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новодеревеньковского района Орловской области в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно- энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области и НО «РФКР» направлено письмо о переносе срока проведения капитального ремонта по вышеуказанному дому на более ранние. Вместе с тем мер, направленных на перенос сроков капитального ремонта, принято не было.
В ходе проверки, проведенной Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, обследовано техническое состояние общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. В ходе обследования установлено наличие вертикальных и наклонных трещин наружных стен; наличие раскрывающихся кверху вертикальных трещин торцевых стен; участки вываливания кирпичей; локальные участки выветривания и размывания раствора из швов кладки стен, а также штукатурного слоя цокольной части; наличие наклонных и вертикальных трещин кирпичной кладки стен под оконными проемами; сколы, трещины и дыры в листах покрытия кровли; отсутствие гидроизоляции кровли; гниение деревянных элементов стропильно-балочной конструкции крыши, рассыхание и растрескивание деревянных стропильных конструкций; места протекания кровли, разрушение конструкций слуховых окон; отсутствие отмостки. По результатам обследования составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № ж.
Постановлением администрации городского поселения Хомутово от ДД.ММ.ГГГГ № введен режим чрезвычайной ситуации в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Вышеуказанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения <адрес> и НО «РФКР» для принятия мер в рамках своей компетенции.
Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела истцом сопроводительным письмом администрации городского сельского поселения Хомутово от 02.10.2023№, содержащим входящий штамп НО «РФКР» от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Хомутово создана межведомственная комиссия, проведено обследование указанного дома в целях оценки его технического состояния, по результатам которого установлено наличие вертикальных и наклонных трещин наружных стен; наличие раскрывающихся кверху вертикальных трещин торцевых стен; участки вываливания кирпичей; локальные участки выветривания и размывания раствора из швов кладки стен, а также штукатурного слоя цокольной части; наличие наклонных вертикальных трещин кирпичной кладки стен под оконными проемами; сколы, трещины и дыры в листах покрытия кровли; отсутствие гидроизоляции кровли; гниение деревянных элементов стропильно-балочной конструкции крыши, рассыхание и растрескивание деревянных стропильных конструкций; места протекания кровли, разрушение конструкций слуховых окон; отсутствие отмостки.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией п.г.т.Хомутово в адрес НО «РФКР» с сопроводительным письмом направлены постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима» ЧС и протокол заседания комиссии.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Профоценка» за счет средств собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома проведена строительно-техническая экспертиза указанного многоквартирного дома, по результатам которой установлены следующие недостатки: выветривание швов кирпичной кладки; отмостка по периметру здания частично отсутствует; наличие трещин, которые имеют дугообразную форму и распространены в вертикальном и диагональном направлении, обнаружены сквозные вертикальные осадочные трещины на всю высоту здания; кровля имеет отверстия в листах шифера, выбоины и протечки, обнаружено потное прилегание листов шиферной, волнистой кровли и гниение досок обрешетки.
ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома в целях фактического проведения работ по капитального ремонту многоквартирного дома проведено общее собрание, на котором принято решение об утверждении ежемесячного взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае нарушаются законные права и интересы граждан на безопасные условия проживания, поскольку текущее состояниеспорного многоквартирного дома не соответствует установленным требованиям и представляет опасность для граждан и их имущества, создаётся угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, исчерпывающий круг лиц невозможно определить, которые могут находится в доме.
Несмотря на установления срока окончания проведения капитального ремонта в настоящее время работы по проведению ремонта не начаты.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Таким образом, суд приходит к выводу, что НО «РФКР» не принято надлежащих мер по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего нарушены права жильцов данного дома и интересы общества при реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области».
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку доказательств, опровергающих указанные истцом обстоятельства, ответчиком суду не представлено, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-244 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (№) обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а именно: произвести работы по ремонту вертикальных и наклонных, раскрывающихся к верху трещин на стенах, провести работы по выветриванию и размыванию раствора из швов стен кладки, а также штукатурного слоя цокольной части, провести работы по ремонту наклонных и вертикальных трещин кирпичной кладки стен под оконными проемами, провести работы по устранению сколов, трещин и дыр в листах покрытия кровли, восстановлению гидроизоляционного покрытия кровли, выполнить работы по ремонту деревянных элементов стропильно-балочной конструкции крыши, рассыханию и растрескивание деревянных стропильных конструкций, выполнить работы по устранению протекания крыши, выполнить работы по ремонту конструкции слуховых окон, отмостки, конкретный объем и виды работ, а также стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном дома определить в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 190 ЖК РФ путем разработки проектно-сметной документации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Судья М.В. Перепелица